Сурский рубеж: враг не пройдет!

Сăр тата Хусан хӳтлĕх чиккисене тунăранпа 80 çул  

80 лет Сурскому и Казанскому оборонительным рубежам

 

Сурский рубеж: враг не пройдет!

(Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы)

Н.К. КАЗАКОВА, воспитатель по ИЗО-деятельности детского сада № 11 «Ручеек» г. Чебоксары,

Л.И. УТКИНА, воспитатель детского сада № 11 «Ручеек» г. Чебоксары

Цель: формирование патриотических чувств на основе ознакомления с героическим прошлым своего народа.

Форма проведения: творческая мастерская.

Задачи:

– развивать интерес детей к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества;

– дать представление о Сурском оборонительном рубеже и значении его возведения в годы войны;

– формировать представление о героизме тружеников тыла при возведении оборонительных сооружений в годы Великой Отечественной войны;

– познакомить детей с памятниками строителям Сурского оборонительного рубежа;

– уточнить знания детей об орудиях труда, которые использовались при возведении оборонительных рубежей;

– формировать у детей способность к созданию выразительного образа памятника, посвященного героизму строителей Сурского рубежа в смешанной технике «пластилинография и акварель» в самостоятельной творческой деятельности;

– воспитывать уважение к истории своей страны, своего народа;

– развивать чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: ноутбук, экран (интерактивная доска).

Материалы:

– презентация, видеоролик об оборонительных сооружениях, возведенных в Чувашии в годы Великой Отечественной войны;

– карточки с изображенными на них орудиями труда и техники для земляных работ (для проведения дидактической игры);

– бумага формата А З (на двух детей), коробки с пластилином, акварельные краски, коробки с восковыми мелками по числу детей, стеки, стаканчики с водой, кисти, салфетки;

– напечатанные «памятные таблички на памятник» из бумаги по количеству детей.

Х о д   з а н я т и я

В о с п и т а т е л ь. Ребята, увидела недавно необычный памятник. Вот хочу у вас узнать: знаете ли вы, что это за памятник? Кому он посвящен?

(Воспитатель показывает детям изображение памятника строителям Сурских оборонительных рубежей, возведенный недалеко от моста через реку Суру.)

Что мы видим на основании из камня? А хотели бы узнать, что это за необычный памятник? Давайте прочитаем, что же написано на табличке. (Показывает подготовленную табличку с надписью. Дети читают вместе с воспитателем.)

Что это за Сурский рубеж? О каких строителях идет речь? Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик, который я подготовила.

Дети смотрят видеоролик о Великой Отечественной войне и

о строительстве в Чувашии оборонительных рубежей.

В о с п и т а т е л ь. Осенью 1941 года, когда враг уже был под Москвой, было принято решение строить оборонительные рубежи в глубоком тылу на берегах рек. На случай, если немцы пойдут вглубь нашей страны, им должны были помешать эти оборонительные сооружения. Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод.

Ребята, предлагаю посмотреть на карте, где располагались эти оборонительные сооружения.

Дети рассматривают линии оборонительных рубежей на карте.

В о с п и т а т е л ь. Если во время Великой Отечественной немцы дошли бы до Чувашии, то натолкнулись бы на оборонительные сооружения. Их задача – задержать танки и не дать врагу пройти дальше.

Мобилизацию населения в Чувашии объявили в конце октября 1941 года. Почти все мужчины к тому времени ушли на фронт, так что «на окопы» отправляли всех, кто мог трудиться, – это были женщины, старики и даже дети. Посмотрите на эти фотографии. (Показ слайдов с архивными фотографиями.)

Трудились по 10 часов в день без выходных, впроголодь, в любую погоду. А зима в тот год выдалась особенно холодной, временами температура воздуха опускалась до минус 40 градусов. Не хватало еды, жилья, где можно было бы обогреться. Часто труженикам приходилось жить в землянках и шалашах, наскоро собранных из хвойных лап, соломы, хвороста. Несмотря на все лишения и трудности, люди старались изо всех сил, понимали ответственность перед Родиной.

От плохой еды и недосыпания многие болели. Не было хорошей обуви и одежды. Почти все ходили в лаптях. Техника тогда была большой редкостью, поэтому работы велись вручную – использовались лопаты, кирки, кувалды, лом, тележки. Вот почему на памятнике мы видим… Ребята, подскажите. (Дети называют инструменты: лом, лопату и кирку.) Предлагаю не только вспомнить названия этих орудий труда, но и представить, как они выглядят.

Проводится дидактическая игра «Выбери орудия труда».

Воспитатель показывает детям карточки

с изображением разнообразных орудий труда и техники

для обработки земли.

В о с п и т а т е л ь. Выберите, пожалуйста, изображения тех орудий труда, которые использовались во время сооружения линии обороны в те годы. Объясните свой выбор. (Дети выполняют задание.)

Ребята, даже этих орудий труда было недоста- точно. Но за 45 дней было сделано практически невозможное – построено 380 километров Сурского рубежа. В память о героизме тружеников тыла, чтобы люди помнили, стали создаваться памятники. Первый памятник строителям Сурского рубежа воздвигнут в 2002 году в Мордовии недалеко от поселка Ясная Поляна. (Показ памятников на экране.)

В 2010 году недалеко от моста через реку Суру установлен еще один памятник, который мы видели вначале. К 70-летнию Победы памятник строителям Сурского рубежа в 2015 году установлен в селе Порецкое. (Показывает памятник.)

В о с п и т а т е л ь. 2021 год в Чувашии объявлен Годом, посвященным трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Правительство Чувашской Республики приняло решение о создании мемориала, чтобы на века сохранить память об этих исторических событиях. Еще один памятник появится в Козловском районе, возле села Байгулово. А 4 сентября прошлого года Глава республики Олег Николаев заложил камень в основание будущего мемориала «Строителям безмолвных рубежей». Его открытие запланировано на октябрь 2021 года в парке Победы города Чебоксары. (Показ слайда.)

А еще в Чувашском книжном издательстве издали книгу, посвященную народному героизму. (Показ на экране обложки книги.)

Ребята, кому бы вы хотели рассказать о том, что мы сегодня узнали? А мы можем еще и нарисовать этот необычный памятник. Обратите внимание на формат бумаги. Подумайте, как лучше изобразить памятник на листе, если вы будете рисовать вместе. Вспомните правило для работы в парах. Договоритесь о том, кто, что и как будет изображать. Например, кто-то из вас может мелком рисовать контуры памятника, а другой – делить пластилин на кусочки и формировать камни. А затем вместе можно укладывать «камни» на контур памятника.

На выбор у нас есть восковые мелки, пластилин и акварельные краски. Ребята, придумайте, как можно изобразить каменное основание памятника, чтобы оно казалось объемное. (Варианты детей.) Вы интересно придумали, выложить основание из кусочков пластилина – так выглядит объемно и очень похоже. Молодцы!

Для большей правдоподобности хочу предложить вам уже готовые распечатанные таблички с названием памятника, которые можно использовать для его оформления.

Для изображения фона вы можете на выбор использовать акварельные краски или восковые мелки. А если на заднем фоне листочки на деревьях вы также выполните в технике пластилинографии, думаю, будет также необычно и красиво.

Воспитатель и дети оформляют выставку из готовых работ, беседуют, отмечая в каждой работе особо выразительные моменты.

В о с п и та т е л ь. Глядя на нашу выставку, мне вспомнилось стихотворение Михаила Васильевича Колчина, уроженца Порецкого района Чувашии. Оно посвящено строителям Сурского рубежа. Я вам прочитаю это стихотворение.

Затянулись земли раны…

Много лет прошло уже.

Так их мало, ветеранов,

Что на Сурском рубеже

Землю мерзлую долбили

Твердую, как сам бетон.

Помнят все, как страшный сон:

Обмороженные руки,

Под собой, не чуя ног,

Превозмочь нужно все муки

Чтобы враг пройти не смог…

 

Бесконечны павших списки,

Но мы памяти верны –

Вам поклон от всех нас низкий,

Отстоявшим честь страны.

Источник:

Казакова, Н. К. Сурский рубеж: враг не пройдет! : (Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы ) / Н. К. Казакова, Л. И. Уткина // Халăх шкулĕ = Народная школа. – 2021. – № 1. – С. 45-46. – (80 лет Сурскому и Казанскому оборонительным рубежам).

 

Комментарии запрещены.