Сурский оборонительный рубеж

Ҫавра çул

Юбилей

 Сурский оборонительный рубеж

(Игра-квест по иcтоpии)

Л.С. CEMЕНOBA, учитель истории Цивильской средней общеобразовательной школы №2

Форма: игра-квест.

Цель: формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма, национальной идентичности, мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления исторически сложившихся традиций, социальных установок; совершенствование умений и навыков систематизации и комплексного анализа исторической информации.

Задачи: активизация интереса обучающихся к истории России; систематизация знаний об истории Великой Отечественной войны 1941-1945 rr. и Сурского оборонительного рубежа (Сурского рубежа обороны); повышение мотивации к познавательной деятельности; формирование коммуникативной компетенции, умения работать в коллективе, команде; развитие интеллектуальных способностей и стимулирование творческой инициативы.

Участники: обучающиеся 7-11-x классов.

Условия. В игре участвуют две команды (количество членов команды – на усмотрение учителя). Необходимо пройти по станциям, выполнить задания за определенное время, набрав максимальное количество баллов. В итоге ставится оценка «5» за первое место, «4» – за второе место (возможно награждение отличившихся). При оценке работы на станциях учитываются организованность и сплоченность команд. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов и выполнившая задания быстрее.

Домашнее задание для команд: придумать название и приветствие.

Оборудование и раздаточные материалы: мультимедийная доска; презентация по теме; марш рутные листы; бланки для станций; таблички с названиями станций.

Х о д   и г р ы

І. Вступление.

В е д у щ и й. 75 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Но сколько бы не минуло лет, мы должны всегда помнить о тех страницах нашей истории. А чтобы помнить, надо знать. Советский народ мужественно выстоял в борьбе против фашистско-немецких захватчиков. В то время как солдаты сражались на фронте, на передовой, дети, женщины, старики работали в тылу, производя все необходимое для нужд армии. На случай проникновения врага вглубь страны возводились Казанский и Сурский рубежи обороны, или оборонительные рубежи. Сурский рубеж проходил в том числе и по территории Чувашской Республики. И сегодня наша встреча будет посвящена событиям 75-летней давности, а именно – Сурскому оборонительному рубежу: незабытому подвигу наших земляков.

  1. II. Представление команд, условия прохождения квеста.

В е д у щ и й. 75 лет мы живем без войны и столько же лет мы многое знаем о ней, о сражениях, наступательных операциях. Подвиг наших предков жив, пока жива наша память об этом подвиге. Итак, ребята, я рада приветствовать вас на патриотической игре-квесте «Сурский рубеж». Хочу напомнить, чтo такое квест – это игровое приключение, во время которого вам нужно пройти череду препятствий для достижения цели. Сегодня у нас за звание победителя будут сражаться две команды. (Названия команд, девизы…)

Я прошу командиров получить маршрутные листы. Для вас, участники квеста, представлено четыре станции: «Смекалка», «Чтобы помнить, надо знать», «Ребус», «Герои нашего времени».

На каждой из них команду встречает руководитель станции. Он же дает задание и следит за его выполнением и временем. Команда получает один балл за каждый правильный ответ, руководитель пишет в маршрутном листе время выполнения и заработанное количество баллов. После того как команда прошла все станции, она приносит свой маршрутный лист жюри для подведения итогов. Первая команда начинает движение с первой станции, вторая – со второй и далее по алгоритму.

Команды готовы. Пожелаем им ycпexa!

(Пока команды выполняют задание, зрители и болельщики смотрят презентацию по истории Сурского оборонительного рубежа, заранее подготовленную группой учащихся.)

III. Выполнение заданий на станциях.

Станция «Смекалка». (Каждый правильный ответ – 1 балл.)

  1. Найдите закономерность в датах: осень 1941 года, январь 1942 года, 300 километров. (Даты начала и завершения строительства Сурского рубежа и его протяженность.)
  2. Найдите закономерность в названиях: село Засурское, село Пандиково, Сурский Майдан, Алатырь. (Основные точки – населенные пункты, вдоль которых проходил оборонительный рубеж по территории Чувашии.
  3. Задание на общий кругозор. В период Великой Отечественной войны было написано много песен, поддерживающих дух солдат и тружеников тыла. Нужно назвать как можно больше песен военных лет. Каждая оценивается в один балл. («Священная война», «Темная ночь», «Что солдату нужно», «В землянке», «Два Максима», «Катюша», «Ехал я из Берлина» и др.)

Станция «Чтобы помнить, надо знать». (На знание исторических фактов по строительству Сурского оборонительного рубежа. Каждый правильный ответ – 1 балл.)

  1. Когда Государственный комитет обороны принимает решение по возведению оборонительных и стратегических рубежей на Волге? (В конце октября 1941 года.)
  2. Какие категории населения в основном занимались строительством оборонительных рубежей? («Мобилизации подлежит население республики не моложе 17 лет, физически здоровых».)
  3. Сколько жителей Чувашии поднялись на строительство рубежа? (Более ста тысяч человек.)
  4. Вдоль каких городов проходила линия обороны? (Казань, Куйбышев (ныне Самара), Ульяновск.)
  5. Когда было закончено строительство основных укреплений? (Январь 1942 года.)
  6. Назовите основные орудия труда, при помощи которых возводился Сурский оборонительный рубеж. (Лопaтa и кирка.)
  7. Чего не хватало строителям рубежа суровой зимой 1941-1942 годов. (Теплые вещи, рукавицы, обувь, питание.)
  8. Сколько всего позиций (огневых точек, блиндажей, укрепленных землянок с накатом и др.) было отстроено на Сурском оборонительном рубеже? (Порядка 1480 землянок, 2347 огневых точек и пр.)
  9. В каком городе был создан музей-реконструкция «Зима 1941 года: невидимый подвиг в тылу»? (В городе Шумерля.)
  10. По предложению Главы Чувашии 2021 год в республике объявлен годом?.. (Годом трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.)

Станция «Ребус». (Каждый правильный ответ — 1 балл.)

  1. Ваша задача – из двух предложенных слов составить слово по тематике, связанной с возведением Сурского оборонительного рубежа. При этом нужно обязательно использовать все буквы (пример: РИНГ + ЗОНА = ГАРНИЗОН).

ДАЖ-БЛИН = БЛИНДАЖ; ЛЯНКА-ЗЕМ = ЗЕМЛЯНКА; ЖУЙКА-БУР = БУРЖУЙКА; ЕРЛЯ-ШУМ= ШУМЕРЛЯ; ТЫРЬ-АЛА = АЛАТЫРЬ.

  1. Задание на развитие общего кругозора. Назовите известные вам боевые машины Великой Отечественной войны.

Ползёт черепаха – стальная рубаха; враг – в овраг, черепаха – куда враг. (Танк.)

Не пчела, не шмель, а жужжит; неподвижно крыло, а летит. (Самолет.)

Красная девица – гроза для немцев; стоит запеть, как немцу верная смерть. («Катюша». Её официальное название – боевая машина реактивной артиллерии.)

Назовите самый известный танк Великой Отечественной войны. («Т-34».)

Станция «Герои нашего времени». (Каждый правильный ответ – 1 балл).

  1. По инициативе Совета ветеранов войны и труда Порецкого района и Порецкого отделения ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы 9 мая 2015 года в селе Порецкое был открыт памятный знак-обелиск строителям Сурского рубежа обороны. Назовите автора эскизного проекта. (Заслуженный художник Чувашии А.В. Ильин.)
  2. 21 января 1942 года на имя наркома внутренних дел была послана телеграмма, подписанная начальником 12-го Армейского управления Леонюком, председателем Совнаркома Сомовым, секретарем обкома Чарыковым: «Задание ГКО по строительству Сурского оборонительного рубежа выполнено». Назовите имя наркома, к которому была обращена данная телеграмма. (Л.П. Берия).
  3. Какому предприятию было дано задание изготовить 500 штук железобетонных колпаков для пулеметных дзотов, топорищ, черенков к лопатам, деревянных ложек, мисок, лаптей, рукавиц? (Чувашстройтресту).
  4. Кому в срок до 15 ноября 1941 года было поручено выявить все имеющиеся резервы металла, цемента и камня, а также «организовать производство железобетонных, пулеметных колпаков и изготовление скоб и поков для ДЗОТ на предприятиях Чувашской ACCP». (Председателю Госплана Чувашии, секретарю ОК KПCC по промышленности и транспорту).
  5. Герой строительства Сурского оборонительного рубежа, 1906 года рождения, бригадир землекопов (Алатырский район). «На строительстве работал с первых дней и до конца завершения работ. Лучший бригадир, организатор стахановского труда. Члены его бригады систематически выполняли норму выработки на 200 %». (Безбородов Миxaил Иванович).

Маршрутный лист команды

Станция Количество баллов
Станция 1 «Смекалка»

 

 
Станция 2 «Чтобы помнить, надо знать»

 

 
Станция 3 «Ребус›

 

 
Станция 4 «Герои нашего времени

 

 

 

  1. Подведение итогов.

В е д у щ и й. Капитаны сдают маршрутные листы организатору. Пока организаторы суммируют баллы, высчитывают время и определяют победителей, ребята могут просмотреть документальный фильм о Великой Отечественной войне.

С л о в о    ж ю р и. Закончилось ваше путешествие. Сегодня в квесте победу одержала команда… (Команды получают грамоты, особо отличившиеся участники – подарки.)

В е д у щ и й. Сегодняшнее мероприятие еще раз напомнило нам о событиях, которые мы не можем и не должны забывать. Память о героях тех лет должна жить в нас вечно. Мы обязаны свято хранить благодарную память о тех, кто защищал Родину, кто отдал за нее жизнь. А чтобы помнить, нужно знать и изучать историю и нашей малой родины – Чувашии, и Pocсии в целом.

Источник:

Семенова, Л. С. Сурский оборонительный рубеж : (Игра-квест по истории) / Л. С. Семенова // Халăх шкулĕ = Народная школа. – 2020. – № 6. – С. 33-34 : карты. – (Юбилей).

 

 

 

Комментарии запрещены.