Ҫавра çул
Юбилей
(Игра-квест по иcтоpии)
Л.С. CEMЕНOBA, учитель истории Цивильской средней общеобразовательной школы №2
Форма: игра-квест.
Цель: формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма, национальной идентичности, мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления исторически сложившихся традиций, социальных установок; совершенствование умений и навыков систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Задачи: активизация интереса обучающихся к истории России; систематизация знаний об истории Великой Отечественной войны 1941-1945 rr. и Сурского оборонительного рубежа (Сурского рубежа обороны); повышение мотивации к познавательной деятельности; формирование коммуникативной компетенции, умения работать в коллективе, команде; развитие интеллектуальных способностей и стимулирование творческой инициативы.
Участники: обучающиеся 7-11-x классов.
Условия. В игре участвуют две команды (количество членов команды – на усмотрение учителя). Необходимо пройти по станциям, выполнить задания за определенное время, набрав максимальное количество баллов. В итоге ставится оценка «5» за первое место, «4» – за второе место (возможно награждение отличившихся). При оценке работы на станциях учитываются организованность и сплоченность команд. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов и выполнившая задания быстрее.
Домашнее задание для команд: придумать название и приветствие.
Оборудование и раздаточные материалы: мультимедийная доска; презентация по теме; марш рутные листы; бланки для станций; таблички с названиями станций.
Х о д и г р ы
І. Вступление.
В е д у щ и й. 75 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Но сколько бы не минуло лет, мы должны всегда помнить о тех страницах нашей истории. А чтобы помнить, надо знать. Советский народ мужественно выстоял в борьбе против фашистско-немецких захватчиков. В то время как солдаты сражались на фронте, на передовой, дети, женщины, старики работали в тылу, производя все необходимое для нужд армии. На случай проникновения врага вглубь страны возводились Казанский и Сурский рубежи обороны, или оборонительные рубежи. Сурский рубеж проходил в том числе и по территории Чувашской Республики. И сегодня наша встреча будет посвящена событиям 75-летней давности, а именно – Сурскому оборонительному рубежу: незабытому подвигу наших земляков.
- II. Представление команд, условия прохождения квеста.
В е д у щ и й. 75 лет мы живем без войны и столько же лет мы многое знаем о ней, о сражениях, наступательных операциях. Подвиг наших предков жив, пока жива наша память об этом подвиге. Итак, ребята, я рада приветствовать вас на патриотической игре-квесте «Сурский рубеж». Хочу напомнить, чтo такое квест – это игровое приключение, во время которого вам нужно пройти череду препятствий для достижения цели. Сегодня у нас за звание победителя будут сражаться две команды. (Названия команд, девизы…)
Я прошу командиров получить маршрутные листы. Для вас, участники квеста, представлено четыре станции: «Смекалка», «Чтобы помнить, надо знать», «Ребус», «Герои нашего времени».
На каждой из них команду встречает руководитель станции. Он же дает задание и следит за его выполнением и временем. Команда получает один балл за каждый правильный ответ, руководитель пишет в маршрутном листе время выполнения и заработанное количество баллов. После того как команда прошла все станции, она приносит свой маршрутный лист жюри для подведения итогов. Первая команда начинает движение с первой станции, вторая – со второй и далее по алгоритму.
Команды готовы. Пожелаем им ycпexa!
(Пока команды выполняют задание, зрители и болельщики смотрят презентацию по истории Сурского оборонительного рубежа, заранее подготовленную группой учащихся.)
III. Выполнение заданий на станциях.
Станция «Смекалка». (Каждый правильный ответ – 1 балл.)
- Найдите закономерность в датах: осень 1941 года, январь 1942 года, 300 километров. (Даты начала и завершения строительства Сурского рубежа и его протяженность.)
- Найдите закономерность в названиях: село Засурское, село Пандиково, Сурский Майдан, Алатырь. (Основные точки – населенные пункты, вдоль которых проходил оборонительный рубеж по территории Чувашии.
- Задание на общий кругозор. В период Великой Отечественной войны было написано много песен, поддерживающих дух солдат и тружеников тыла. Нужно назвать как можно больше песен военных лет. Каждая оценивается в один балл. («Священная война», «Темная ночь», «Что солдату нужно», «В землянке», «Два Максима», «Катюша», «Ехал я из Берлина» и др.)
Станция «Чтобы помнить, надо знать». (На знание исторических фактов по строительству Сурского оборонительного рубежа. Каждый правильный ответ – 1 балл.)
- Когда Государственный комитет обороны принимает решение по возведению оборонительных и стратегических рубежей на Волге? (В конце октября 1941 года.)
- Какие категории населения в основном занимались строительством оборонительных рубежей? («Мобилизации подлежит население республики не моложе 17 лет, физически здоровых».)
- Сколько жителей Чувашии поднялись на строительство рубежа? (Более ста тысяч человек.)
- Вдоль каких городов проходила линия обороны? (Казань, Куйбышев (ныне Самара), Ульяновск.)
- Когда было закончено строительство основных укреплений? (Январь 1942 года.)
- Назовите основные орудия труда, при помощи которых возводился Сурский оборонительный рубеж. (Лопaтa и кирка.)
- Чего не хватало строителям рубежа суровой зимой 1941-1942 годов. (Теплые вещи, рукавицы, обувь, питание.)
- Сколько всего позиций (огневых точек, блиндажей, укрепленных землянок с накатом и др.) было отстроено на Сурском оборонительном рубеже? (Порядка 1480 землянок, 2347 огневых точек и пр.)
- В каком городе был создан музей-реконструкция «Зима 1941 года: невидимый подвиг в тылу»? (В городе Шумерля.)
- По предложению Главы Чувашии 2021 год в республике объявлен годом?.. (Годом трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.)
Станция «Ребус». (Каждый правильный ответ — 1 балл.)
- Ваша задача – из двух предложенных слов составить слово по тематике, связанной с возведением Сурского оборонительного рубежа. При этом нужно обязательно использовать все буквы (пример: РИНГ + ЗОНА = ГАРНИЗОН).
ДАЖ-БЛИН = БЛИНДАЖ; ЛЯНКА-ЗЕМ = ЗЕМЛЯНКА; ЖУЙКА-БУР = БУРЖУЙКА; ЕРЛЯ-ШУМ= ШУМЕРЛЯ; ТЫРЬ-АЛА = АЛАТЫРЬ.
- Задание на развитие общего кругозора. Назовите известные вам боевые машины Великой Отечественной войны.
Ползёт черепаха – стальная рубаха; враг – в овраг, черепаха – куда враг. (Танк.)
Не пчела, не шмель, а жужжит; неподвижно крыло, а летит. (Самолет.)
Красная девица – гроза для немцев; стоит запеть, как немцу верная смерть. («Катюша». Её официальное название – боевая машина реактивной артиллерии.)
Назовите самый известный танк Великой Отечественной войны. («Т-34».)
Станция «Герои нашего времени». (Каждый правильный ответ – 1 балл).
- По инициативе Совета ветеранов войны и труда Порецкого района и Порецкого отделения ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы 9 мая 2015 года в селе Порецкое был открыт памятный знак-обелиск строителям Сурского рубежа обороны. Назовите автора эскизного проекта. (Заслуженный художник Чувашии А.В. Ильин.)
- 21 января 1942 года на имя наркома внутренних дел была послана телеграмма, подписанная начальником 12-го Армейского управления Леонюком, председателем Совнаркома Сомовым, секретарем обкома Чарыковым: «Задание ГКО по строительству Сурского оборонительного рубежа выполнено». Назовите имя наркома, к которому была обращена данная телеграмма. (Л.П. Берия).
- Какому предприятию было дано задание изготовить 500 штук железобетонных колпаков для пулеметных дзотов, топорищ, черенков к лопатам, деревянных ложек, мисок, лаптей, рукавиц? (Чувашстройтресту).
- Кому в срок до 15 ноября 1941 года было поручено выявить все имеющиеся резервы металла, цемента и камня, а также «организовать производство железобетонных, пулеметных колпаков и изготовление скоб и поков для ДЗОТ на предприятиях Чувашской ACCP». (Председателю Госплана Чувашии, секретарю ОК KПCC по промышленности и транспорту).
- Герой строительства Сурского оборонительного рубежа, 1906 года рождения, бригадир землекопов (Алатырский район). «На строительстве работал с первых дней и до конца завершения работ. Лучший бригадир, организатор стахановского труда. Члены его бригады систематически выполняли норму выработки на 200 %». (Безбородов Миxaил Иванович).
Маршрутный лист команды
Станция | Количество баллов |
Станция 1 «Смекалка»
|
|
Станция 2 «Чтобы помнить, надо знать»
|
|
Станция 3 «Ребус›
|
|
Станция 4 «Герои нашего времени
|
- Подведение итогов.
В е д у щ и й. Капитаны сдают маршрутные листы организатору. Пока организаторы суммируют баллы, высчитывают время и определяют победителей, ребята могут просмотреть документальный фильм о Великой Отечественной войне.
С л о в о ж ю р и. Закончилось ваше путешествие. Сегодня в квесте победу одержала команда… (Команды получают грамоты, особо отличившиеся участники – подарки.)
В е д у щ и й. Сегодняшнее мероприятие еще раз напомнило нам о событиях, которые мы не можем и не должны забывать. Память о героях тех лет должна жить в нас вечно. Мы обязаны свято хранить благодарную память о тех, кто защищал Родину, кто отдал за нее жизнь. А чтобы помнить, нужно знать и изучать историю и нашей малой родины – Чувашии, и Pocсии в целом.
Источник:
Семенова, Л. С. Сурский оборонительный рубеж : (Игра-квест по истории) / Л. С. Семенова // Халăх шкулĕ = Народная школа. – 2020. – № 6. – С. 33-34 : карты. – (Юбилей).