Изготовление макета «Сурский рубеж»

Сăр тата Хусан хӳтлĕх чиккисене тунăранпа 80 çул  

80 лет Сурскому и Казанскому оборонительным рубежам

 

Изготовление макета «Сурский рубеж»

(Мастер-класс для дeтeй стapшeгo дошкольного возраста)

С. Л. ЕГОРОВА, воспитатель детского сада № 3 «Солнышко» Моргаушского района

Цель: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий при строительстве Сурского оборонительного рубежа.

Задачи.

Образовательные. Продолжать знакомить детей с историей Чувашской Республики, познакомить с трудовой деятельностью людей при строительстве Сурского оборонительного рубежа.

Формировать образное представление у детей о событиях во время Великой Отечественной войны, о бессмертном подвиге советского народа, вставшего на защиту своей Родины.

Формировать целостную картину того, какой ценой досталась нам Победа.

Развивающие. Развивать поисковую деятельность детей в рамках исторического прошлого. Развивать у детей познавательный интерес, стремление узнать больше нового, полезного, интересного. Развивать память, внимание, речь, мышление; умение работать в коллективе.

Воспитательные. Воспитывать способность сопереживать другим людям.

Развивать творческое способности и художественный вкус.

Предварительная работа: чтение книг о событиях Великой Отечественной войны, рассматривание иллюстраций; рассказы-представления детей о родственниках, принявших участие в строительстве Сурского рубежа; разучивание стихов, песен и прослушивание музыкальных произведений о Великой Отечественной войне, беседы с родителями на тему «Родственники времен строительства Сурского рубежа»; изготовление из картона плоскостных фигур человека с разными орудиями труда (лопата, топор, лом), сбор сухих веток и листьев.

Методы и приемы:

– сюжетно-ролевая игра «Почта»;

– беседа о труженице В. Е. Машининой;

– совместная творческая деятельность детей по изготовлению макета.

Материалы и оборудование:

Раздаточный материал: клей ПBA, старые газеты, ватман, картонные втулки, фартуки, кисточки, стаканчики с водой, картонная коробка, маленькие сухие ветки деревьев, земля, лопатки, деревянные палочки, пластилин, кусочки пенопласта, кусочки ваты.

Наглядный материал: картинки «Памятник строителям Сурского рубежа обороны» в с. Порецком Чувашии, в Мордовии, ноутбук, экран, проектор, иллюстрации, аудиозапись пecни «День Победы». Статья «Шкула каяс вырӑнне окоп чавма тухса кайрӑмӑр» из газеты «Ҫӗнтерӳ ялавӗ» Моргаушского района от 28 октября 2020 г.

Организация детей на занятии: коллективная творческая деятельность.

Структура занятия:

  1. Вводная часть.

– сюрпризный момент;

– сюжетно-ролевая игра «Почта»;

– ознакомление со статьей из районной газеты.

  1. Основная часть.

– рассказ воспитателя о строителях Сурского рубежа;

– совместная творческая деятельность воспитателя и детей по изготовлению макета.

  1. Заключительная часть:

– обыгрывание сюжета «Мы строители Сурского рубежа».

Ход занятия

Дети заняты настольными играми. Воспитатель вносит в группу атрибуты

для сюжетно-ролевой игры «Пoчтa».

В о с п и т а т е л ь. Дорогие ребята, я предлагаю вам посмотреть на эти интересные вещи. А что мы будем с ними делать?

Д е т и. Можно поиграть в игру «Почта».

В о с п и т а т е л ь. И правда, ребята, только нужно выбрать роли.

Дети выбирают роли и начинают играть. Воспитатель обращает внимание на газету

в сумке почтальона.

В о с п и т а т е л ь. Это же наша районная газета.

Что же интересного мы узнаем из газеты?

Воспитатель предлагает детям посмотреть на фотографию на первой странице газеты и

пpocит прочитать «Сурский рубеж».

Д е т и. А что это такое?

В о с п и т а т е л ь. Дорогие ребята, меня тоже это очень заинтересовало. Сурский рубеж – это линия обороны от немецких войск во время Великой Отечественной войны. Чтобы немецкие танки не смогли проехать на наши территории, люди копали глубокие ямы, окопы. (Рассматривают фотографии.)

В этой газете написали про Валентину Егоровну Машинину. Ей сейчас 94 года. Она из деревни Ярославка Моргаушского района. Когда началась война, Валентине было 14 лет. Ей тоже пришлось копать замерзшую землю вместе со взрослыми недалеко от реки Cypa. С помощью лопат копали землю целый день. Стояли лютые морозы. На следующий день земля опять промерзала и для прогрева жгли костры. Работали с утра до вечера, а потом спали в сараях на полу. Варежки, обувь промокали и замерзали. Еды было мало. Но несмотря на такие условия, люди очень старались и не унывали. Валентина тоже старалась.

В о с п и т а т е л ь. А для того, чтобы вы имели представление о Сурском рубеже, я предлагаю сделать его макет. Материал мы с вами уже приготовили.

Для основы берем картонную коробку. Чтобы сделать многоступенчатые ямы, мы с помощью ножниц отрежем полоски картона. Сложим их на три части, намажем кисточкой клей и приклеим на основу картонной коробки. А затем сильно прижмем. Подержим немножко. Нам нужно сделать по четыре ступеньки с каждой стороны от основы картона.

Д е т и. Что мы будем делать с сухими ветками деревьев?

В о с п и т а т е л ь. Сухие ветки похожи на маленькие деревья. Их можно расставить по краю вырытых ям. Что нужно сделать, чтобы веточки крепко стояли, как деревья?

Д е т и. Поставить на кусочки пластилина и кусочки пенопласта.

В о с п и т а т е л ь. Молодцы, ребята. Выберите материал для подставки веточек.

Дети выбирают материал и втыкают веточки в эти кусочки.

В о с п и т а т е л ь. А теперь ямки и ступеньки мы засыпаем настоящей землей с помощью лопаток. Вокруг ямы разложим сухие листья и вату. А где же наши силуэты людей, которые мы с вами сделали из картона? Попробуем их расставить на ступеньки и посмотрим, что же у нас получилось.

Ну вот, ребята, теперь мы приготовили всё. А сейчас закроем глазки и представим, что мы тоже очутились там на мгновение. Несколько людей стояли в самом низу ямы и кидали землю на первую ступеньку. Затем другие люди перекидывали эту землю на третью ступеньку и так далее. В то время не было экскаваторов, и приходилось делать всё своими руками. Вот так работали люди без выходных, несмотря на холодную погоду.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, что вы ощутили, когда представили себя на месте тех людей, которые копали ямы?

Д е т и. Холодно.

– Очень тяжело работать.

– Замерзли ножки и ручки…

В о с п и т а т е л ь. Да, ребята, вы теперь поняли, как люди старались и в тылу, чтобы защитить свою Родину. Ну а мы с вами будем надеяться, что у нас всегда будет мирное небо над головой.

Источник:

Егорова, С. Л. Изготовление макета «Сурский рубеж» : (Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста) / С. Л. Егорова // Халăх шкулĕ = Народная школа. – 2021. – № 6. – С. 58-59. – (80 лет Сурскому и Казанскому оборонительным рубежам).

Источник:

Егорова, С. Л. Изготовление макета «Сурский рубеж» : (Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста) / С. Л. Егорова // Халăх шкулĕ = Народная школа. – 2021. – № 6. – С. 58-59. – (80 лет Сурскому и Казанскому оборонительным рубежам).

Комментарии запрещены.