Сурский и Казанский рубежи – героический подвиг в тылу

Сăр тата Хусан хÿтлĕх чиккисене тунăранпа 80 çул

80 лет Сурскому и Казанскому оборонительным рубежам

Сурский и Казанский рубежи – героический подвиг в тылу

(Урок мужества в 10-11 классах)

В. П. ЕФИМОВА, учитель начальных классов Козловской средней общеобразовательной школы № 2 Козловского района

Работа была представлена на Козловском районном фестивале (акции) «Героические страницы Сурского и Казанского оборонительных рубежей».

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный экран и проектор, презентация по теме, записи видео и аудиофайлов, ножницы и заготовки для складывания карманной книжечки по количеству учеников, карта оборонительных рубежей в годы Великой Отечественной войны, ноутбуки для парной работы, газетные статьи, текстовыделители разных цветов, черный ящик, кубик Блума.

Формат проведения урока. Проведение урока основывается на системно-деятельностном подходе. Новые знания не даются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе учебного исследования под творческим руководством учителя. Для продуктивной работы обучающихся можно разделить на группы. Для этого желательно развернуть парты так, чтобы они сформировали один «круглый стол» для каждой группы, за которым будет удобно работать друг с другом.

Технология проведения урока. Урок построен по технологии НФТМ – ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления – теория решения изобретательных задач). Структура креативного урока по методологии творчества отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, соответствующие целям креативного образования.

Цели урока. Предметные. Познакомиться с историческими фактами строительства Сурского оборонительного рубежа и Казанского обвода в годы Великой Отечественной войны (причины, расположение, даты начала и конца строительства, использованные ресурсы). Знать о трудовом подвиге, в том числе жителей Чувашии при строительстве рубежей.

Метапредметные. Находить на карте места расположения рубежей, знать такие понятия, как укреплённый дот, дзот, блиндаж, окоп, огневая точка. Находить и отбирать информацию, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения, представлять услышанную и увиденную информацию (воспоминания тружеников и исторические данные) в виде рисунка, таблицы, монолога, кроссенса.

Личностные. Формировать патриотизм, чувство гордости за свою Родину, за наш народ на примере героического и трудового подвига дедов и прадедов, ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Способствовать развитию коммуникативных навыков, умению работать в группе.

Ход урока

  1. Мотивация. (5 мин.)

У ч и т е л ь. Я всех вас приветствую на уроке. А теперь попрошу обернуться и зафиксировать самую дальнюю точку, которую вы видите. Запомнили эту точку? Повернитесь ко мне. Молодцы! Теперь снова попробуйте повернуть корпус, на этот раз как можно сильнее. Получится у вас свой взгляд направить дальше? У кого получилось охватить большой обзор, поднимите руки. Видите, человек всегда может расширить свои возможности! У вас была одна точка, а вы добились еще большего. Мне хотелось бы, чтобы вы на уроке сегодня тоже расширили свои возможности, свой кругозор. Удачи!

  1. Введение в тему.

У ч и т е л ь. Какая же сегодня будет тема урока? Послушайте внимательно отрывок из стихотворения и скажите, о чем оно. (Читает отрывок из стихотворения «На Сурском оборонительном рубеже», автор — НИ. Майоров.)

Здесь не сшибались в битве брони,

Не погибал за взводом взвод,

Враг не дошел, но к обороне

И здесь готовился народ.

Здесь сделано все, что не сделали б боги,

Руками невест, матерей и жен,

От Пензы далекой до матушки Волги

Оборонительный рубеж сооружен.

Здесь было все, что нужно в обороне:

Окопы, доты, дзоты, блиндажи,

Займи рубеж и защищайся, воин.

Хоть умирай, а берег удержи.

О чем это стихотворение? Какая будет тема урока? Правильно, ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем говорить про Сурский и Казанский оборонительные рубежи. На урок я принесла черный ящик. Что я могла туда положить? Ваши варианты! В конце урока, уверена, вы догадаетесь, что там находится.

  1. Содержательная часть программного материала. (20 мин.)

Мозговой штурм.

У ч и т е л ь. Что вы знаете про Сурский и Казанский оборонительные рубежи? Что бы вы сегодня хотели узнать? (Ответы). Я предлагаю вам поработать в группе. У вас на партах лежат таблицы. Обратите внимание сначала на левый столбик – «Хочу узнать». Напишите в нем те вопросы, которые вас интересуют. (Работа в группе).

Выступления групп. От каждой группы выходит один ученик и читает вопросы. Другие группы дополняют. Возможные варианты: «Когда началась эта стройка? Когда закончилась? Кто строил? Где проходила стройка? На сколько километров протянулся рубеж? Как проходило строительство? Для чего строили этот оборонительный рубеж? Сохранились ли объекты этого строительства?..»

У ч и т е л ь. Вы отлично справились с заданием и составили много вопросов! Давайте теперь сформулируем задачи урока. (Учащиеся сформулируют задачи урока: ответить на составленные вопросы и узнать о Сурском и Казанском оборонительных рубежах).

Поиск информации. Просмотр видеоролика «Сурский и Казанский оборонительные рубежи» и поиск ответов. Заполнение правого столбика таблицы «Узнал(а)».

Обмен информацией.

У ч и т е л. Что вы узнали из этого фильма? Получилось ли найти ответы на все вопросы?

(Ответы учащихся).

Психологическая разгрузка. (5 мин.)

У ч и т е л ь. Давайте немножко отдохнем. Предлагаю выполнить кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия. («Уши», «Колечко», «Кулак–ребро–ладонь» и специальное дыхательное упражнение).

  1. Ассоциативная головоломка (кроссенс). (10 мин.)

У ч и т е л ь. Ребята, посмотрите на слайд и решите кроссенс. Какое слово находится в середине кроссенса? (Ответ: подвиг).

  1. Зоя Космодемьянская – первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (посмертно). Партизанка, схваченная фашистами. После зверских пыток была повешена. Перед смертью произнесла легендарную речь, призывая жителей села бороться с нацистами и не бояться смерти в этой борьбе.
  2. Александр Матросов – Герой Советского Союза (посмертно). Погиб в 19 лет, закрыв своей грудью амбразуру немецкого дзота, дав возможность бойцам своего взвода совершить атаку опорного пункта.
  3. Бронепоезд «Комсомол Чувашии». Построен на Канашском вагоноремонтном заводе в феврале 1942 года. Его постройка обошлась в более чем 1,3 миллиона рублей, эти средства были собраны жителями Чувашии по почину рабочих промысловой артели «Большевик» Октябрьского (ныне Мариинско-Посадского) района.
  4. Медаль «За спасение утопающих» – государственная награда СССР и Российской Федерации. Впервые была учреждена Указом Президиум» Верховного Совета СССР от 16 февраля 1957 года.
  1. Ключевое слово кроссенса (относящееся ко всем ячейкам).
  2. Строительство Сурского оборонительного рубежа и Казанского обвода. Участвовали подростки старше 17 лет, женщины и старики.
  3. Памятник Евгению Евгеньевичу Табакову (6 марта 2001 – 28 ноября 2008) – мальчику, погибшему при защите сестры от насильника. Награжден орденом Мужества (посмертно). Самый молодой гражданин России, удостоенный государственной награды. Памятник Жене установлен в военном городе Дуброво (Ногинск-9) возле его родной школы.
  4. Памятник, посвященный подвигу медиков в Великой Отечественной войне, установлен у здания Музея истории медицины в Тамбове. В нем отражен один из множества эпизодов войны – в развалинах разрушенного дома медсестра оказывает помощь раненому воину.
  5. Алексей Маресьев – военный лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (1943), полковник (1978). В апреле 1942 года в районе Демянского котла (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт «Як-1» был подбит. Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта. В четырех километрах севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу самолет упал с высоты 30 метров. Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям. Он выжил, но в том же году в госпитале ему ампутировали обе конечности. Не прекращал тренировок даже с тяжелыми протезами. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую летную школу (Чувашская АССР). В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт.

У ч и т е л ь. Как вы догадались? Кто как прочитал кроссенс? (Рассуждения. И в военное время на фронте и в тылу, и в мирное время есть место подвигу. Спасение человеческих жизней – это всегда подвиг). Почему ключевым словом является слово «подвиг»? Про какой подвиг говорится в задании? Кого можно назвать героями войны? (Героями являются не только те, кто воевал на фронте, но и те, кто трудился в тылу). Можете ли вы привести примеры героизма и подвига в настоящее время? (Ответы. Учитель подводит детей к выводу о том, что Сурский и Казанский оборонительные рубежи – это трудовой подвиг в тылу.)

  1. Интеллектуальная разминка. (10 мин.)

У ч и т е л ь. Предлагаю поработать в паре с информацией из периодической печати. Ознакомьтесь с информацией в газетах «Знамя / Ялав» и «Хыпар» и выделите текстомаркером интересные для вас сведения. Поделитесь полученной информацией с одноклассниками (Учитель акцентирует внимание учащихся на мероприятиях, проводимых в районе в рамках акции памяти «Строителям безмолвных рубежей…». История Подвига чувашского народа в тылу объединяет поколения. В 2021 году в Козловском районе будет установлен монумент строителям Сурского рубежа).

  1. Составление вопросов по теме урока. Кубик Блума.

На гранях кубика написаны начала вопросов и заданий: «Почему?», «Объясни…», «Назови…», «Предложи…», «Придумай…», «Поделись. Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Вопросы и задания учителя:

Почему строили Сурский и Казанский оборонительные рубежи?

Можем ли мы сказать, что эта стройка была бесполезной?

Почему в течение нескольких лет о строительстве ничего не говорили и до сих пор так мало материалов? Объясните, почему оборонительный рубеж проходил вдоль реки Сура?

Покажите на карте современной Чувашии реку Суру.

 

  1. Компьютерная интеллектуальная поддержка. (10 мин.)

Изготовление открыток по программе «Мастер открыток». (photosoft.ru/catalog/968-masterotkrytok/) После выполнения работы учеников выставляются в школьную группу в «Контакте» для голосования. Лучшие открытки можно потом распечатать и подарить в юбилейный год ветеранам и труженикам тыла.

Создание карманной книжки по теме урока.

У ч и т е л ь. Вот и завершается наш урок. В заключение мне бы хотелось с вами на память изготовить карманную книжку. (Раздает макеты.) Для этого сложите макет по образцу, сделайте надрез по линии и сложите книжку. Ознакомьтесь с информацией в книжке.

  1. Резюме. (5 мин.)

Объяснение домашнего задания.

Предлагается выбрать задание из трех на выбор: Создать тест по теме урока, состоящий из 10 вопросов (по 3 варианта ответа, из них 1 – верный), в программе «Гугл формат».

Написать эссе «Героические страницы Сурского и Казанского оборонительных рубежей».

Записать воспоминания тружениц тыла о строительстве Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Раскрытие черного ящика.

У ч и т е л ь. Ребята, вы угадали, что я могла положить в этот ящик? Это связано с темой нашего урока. Кто внимательно слушал, об этом говорилось в начале видеоролика. (Ответ – Указ № 134 от 09.05.2020 «Об объявлении в Чувашской Республике 2021 года Годом, посвященным трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей». Учитель вытаскивает из ящика указ и зачитывает его). Наш с вами урок по этой теме не последний. Надеюсь, что мы все будем активными участниками мероприятий, проводимых в рамках Года, посвященного трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей, и сохраним эту память в наших сердцах.

ЛИТЕРАТУРА

Воробьева В. Невидимые слезы войны // Ялав. – 2020. – 16 октября.

Воробьева В. Сурский и Казанский рубежи – героический подвиг в тылу! / В. Воробьева // Ялав. – 2020. – 23 октября.

В тылу как на фронте: документы, воспоминания, статьи / Сост. Ф. Н. Козлов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.

Клементьева И. Окопа сарлака та тарăн алттаратчĕç // Хыпар. – 2020. – Юпа, 27.

Кроссенс – игра для эрудитов // Наука и жизнь. – 2002. – № 12.

Мошкова И. Преклоняясь перед подвигом земляков // Ялав. – 2020. – 30 октября.

https://сурскийрубеж.рф/

http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=437&id=1508610 На Сурском оборонительном рубеже [Дата обращения  03.11.2020]

https://vk.com/video-141611363_456239336 Сурский и Казанский оборонительные рубежи. [Дата обращения 03.11.2020]

https://vk.com/video-133658140_456245541 Видеоролики. [Дата обращения 03.11.2020]

http://yalav.ru/russia/2549-surskij-i-kazanskij-rubezhi-oborony Сурский и Казанский рубежи обороны. [Дата обращения 03.11.2020].

Источник:

Ефимова, В. П. Сурский и Казанский рубежи – героический подвиг в тылу : (Урок мужества в 10-11 классах) / В. П. Ефимова // Халăх шкулĕ = Народная школа. – 2021. – № 6. – С. 51-54 : фот. – (80 лет Сурскому и Казанскому оборонительным рубежам). – Библиогр.: с. 54 (11 назв.).

 

Комментарии запрещены.