Чтобы помнили, чтобы гордились…

Сăр тата Хусан хÿтлĕх чиккисене тунăранпа 80 çул

80 лет Сурскому и Казанскому оборонительным рубежам

Чтобы помнили, чтобы гордились…

(Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов)

М. Ю. ГОЛУБЧИKOBA, учитель русского языка Калининской общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с OB3

Г. Н. KAДЫКOBA, учитель чувашского языка Калининской общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с OB3

О. Н. ПETPOBA, учитель географии Калининской общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с OB3

Цель: формирование и расширение знаний у обучающихся о трудовом подвиге жителей Чувашии в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Образовательные: пополнение знаний обучающихся об истории Чувашии в годы Великой Отечественной войны.
  2. Развивающие: развитие мышления и внимания, формирование умений и навыков анализа исторических ситуаций, систематизация и обобщение знаний.
  3. Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, гражданственности, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Ход мероприятия

І. Организационная часть.

П е д а г о г. Добрый день, ребята! 75 лет назад прозвучало последние залпы Великой Отечественной войны. Все дальше в историю уходят эти дни, все меньше остается живых свидетелей тех событий, и тем ценнее и дороже для нас сохранившиеся сведения того времени. Сегодня необходимо снова оглянуться назад, вспомнить боевые и трудовые подвиги военных лет.

– Ребята, а что вы знаете об этой войне? Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

– В каком году началась Великая Отечественная война?

– Сколько лет она длилась?

– Против какой страны сражался Советский Союз?

Кто победил в этой войне?

Знаете ли вы, кто из ваших близких родственников воевал? (Ответы детей.)

II. Основная часть.

П е д а г о г. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Она продолжалась 1418 бессонных дней и ночей. Из Чувашии за годы войны на фронт было мобилизовано более 208 тысяч человек, больше половины из них не вернулись домой – остались на поле боя. На территории Чувашии не было военных действий, но народ республики понимал, что исход войны решается не только на полях сражений, но и в тылу. Колхозники и рабочие вносили свой вклад в Победу. Республика на фронт бесперебойно поставляла хлеб, овощи, картофель, мясо, масло. Многие отдавали личныe сбережения на строительство военной техники. Это всем известные факты.

Но есть историческое событие, которое недостаточно освещено и изучено. Это настоящий массовый подвиг более чем ста тысяч людей в тылу – история, заслуживающая внимания. Это строительство Сурского оборонительного рубежа и Казанского обвода на тeррuтopии Чувашии. В этом году исполняется 80 лет, как начали возводить эти рубежи. Указом Главы Чувашской Республики Олега Николаева 2021 год у нас был объявлен Годом трудовой доблести строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Сегодня на нашем мероприятии мы будем говорить о Сурском оборонительном рубеже, потому что жители нашего района принимали непосредственное участие именно в его строительстве.

  1. Из истории. Сурский и Казанский рубежи для обороны от фашистских захватчиков строились в Чувашии с 28 октября 1941 года по 21 января 1942 года. По сведениям Государственного архива современной истории Чувашии, на строительстве рубежей трудились около 200 тысяч человек. Это треть трудоспособного населения республики по состоянию на 1 октября 1941 года.

Осенью 1941 года, когда враг уже был под Москвой, руководство СССР приняло стратегическое решение. На случай, если немцы пойдут вглубь нашей страны, им должны помешать оборонительные рубежи в глубоком тылу на берегах рек. Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод. Они должны были задержать гитлеровские войска на подступах к Казани, Куйбышеву, Ульяновску.

  1. Работа с картой. Сурский рубеж обороны соорудили по правобережью рек Сура, Уза, Няньга, Чардым на территории Марийской, Чувашской, Мордовской АССР, Горьковской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей. Организовали 6 военно-полевых сооружений: четыре по Сурскому строительному рубежу – с центрами в Ядрине, Шумерле, Порецком, Алатыре и два на Казанском направлении – в селах Октябрьское и Янтиково. Всем процессом работ руководили из Чебоксар.

Согласно утвержденной Госкомитетом обороны схеме на территории современной Чувашии Сурский рубеж проходил по трассе от села Засурское Ядринского района мимо села Пандиково Красночетайского, села Сурский Майдан Алатырского районов до границы республики с Ульяновской областью близ Алатыря.

Работы на берегу Суры начались 28 октября. Мобилизации подлежали жители Чувашской АССР «не моложе 17 лет, физически здоровые». По факту же привлекались и 15-16-летние подростки. Всех трудоспособных (преимущественно женщин) практически со всех районов Чувашии свозили на рытье окопов и противотанковых рвов. Работали по 10 часов в день без выходных, было очень тяжело. А еще голод и холод – пришли 40-градусные морозы.

Всего было мобилизовано 171 тысяча 450 рабочих, 13 тысяч 660 человек конных. Ежедневно на строительстве трудились в среднем 85 тысяч человек, а в отдельные периоды эта цифра доходила до 110 тысяч человек. И за 45 дней сделали практически невозможное – построили 380 километров оборонительных конструкций.

На протяжении 1942-1943 годов укрепления поддерживались и ремонтировались, но война всё дальше уходила на запад, и стратегическая необходимость в них со временем отпала.

Ч т е ц 1.

Война к Суре не подходила,

Сгорел внезапности запал.

Но для нее и здесь «могилы»

Народ и день, и ночь копал…

За героический труд в тяжелых условиях Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР были награждены 167 человек, занесены на республиканскую Доску почета – 280 человек.

Война явилась тяжелым испытанием для нашего народа. Жители Чувашии достойно выполнили свой долг на фронте и в тылу, внесли заметный вклад в Победу.

  1. Выступление ученицы 8-го класса «О героях моей семьи»

П е д а г о г. Не было наверно семьи, которую бы не коснулась эта война. Прадедушка и прабабушка Марии Григорьевой, ученицы 8 класса нашей школы, были участниками строительства Сурского оборонительного рубежа. Об этом ей рассказала бабушка. Сейчас послушаем это воспоминание:

М а р и я. Война… Какое это страшное слово. Сколько горя, скорби, несчастья она приносит. Я хочу рассказать о тяжелом детстве моей бабушки. Зовут ее Зинаида Ананьевна. Она родилась в 1934 году в деревне Ишлей Вурнарского района. У них была обычная крестьянская семья: отец, мать и две дочери. Родители работали в колхозе, а девочки ждали их с нетерпением дома. Но все разрушилось в один миг: началась война.

Бабушке тогда исполнилось семь лет. Она помнит, как в тот день всех сельчан собрали около местного клуба: женщины плакали, мужчины стояли молча. На следующий день мужчин стали призывать на фронт. Их провожали всей деревней, никто же не знал, увидятся ли они снова. Скоро на фронт начали отправлять и лошадей.

Отца на фронт не отправили: то ли был болен, то ли еще что – этого бабушка не помнит. Он продолжал работать в колхозе. Поздней осенью его с другими жителями деревни отправили на Суру, на строительство оборонительного рубежа. Но вскоре его оттуда привезли в гробу. Там произошел несчастный случай: на рабочих обрушился слой земли. Так внезапно оборвалась жизнь отца.

Мать целый день работала в колхозе, уходила рано утром и возвращалась поздно вечером. Зимой её тоже отправляли то на строительство Сурского оборонительного рубежа, то на заготовку дров. Тогда все домашние дела полностью ложились на хрупкие плечи девочек.

Особенно трудно было зимой. Надо было с утра топить печь, готовить завтрак, а потом ставить в печку еду для обеда – щи, жаркое, поить, кормить домашнюю скотину. Только после этого они шли в школу в соседнюю деревню Азим-Сирма. Бабушка по мере своих сил помогала старшей сестре Марии: чистила картошку, таскала воду по полведра, убиралась дома. Особенно трудно ей было сбивать масло в деревянной маслобойке. Многие представляют, наверное, как это делается. Еще во время войны надо было сдавать государству мясо, масло топленое, яйцо. Это все для бойцов, которые сражались против фашистских захватчиков. Времени играть, читать книги у девочек, да и всех детей того времени, практически не было. Зимние вечера проводили при свечах.

Летом все дети были заняты: работали в колхозе. Готовили сено, пололи, поливали махорку. Ухаживали за махоркой в основном только дети. Осенью ее убирали, сушили, измельчали. Женщины специально шили маленькие мешочки для махорки и отправляли их на фронт. Зимними вечерами вязали носки, варежки – тоже для фронтовиков.

Осенью дети наравне со взрослыми убирали зерно. У детей того времени навсегда остался след от cepпa на мизинце левой руки. Такой след есть и у моей бaбушки. Работали тогда очень аккуратно, не оставляли в поле ни одного колоса.

Жизнь и после войны сразу не стала легкой. Лошадей не хватало, и колхозники научились работать на быках. Моя бабушка тоже научилась управлять быками: возила сено, дрова. После окончания семилетки ее старшая сестра вместе с подругами уехали работать в Москву. Мать лишилась помощницы, поэтому моей бабушке пришлось оставить учебу — надо было помогать в хозяйстве. Она помнит, как домой приходил учитель Андрей Христофорович, уговаривал маму, но та не разрешила дальше учиться. Так бабушка училась только три года.

Если бы не было войны, все могло быть иначе. Судьба бабушки, ее старшей сестры и многих детей той поры могла сложиться совсем по-другому. Бабушка могла получить хорошее образование, но всему виной была война.

  1. Физкультминутка.

П е д а г о г. А сейчас все встанем. Представим себе зиму, морозы 40-градусные – как будто мы на строительстве оборонительного рубежа.

У нас в руках лом, мы долбим мерзлую землю. (Дети повторяют 8 раз упражнение). Лопатой кидаем эту землю вверх (повторяют 8 раз).

Очень холодно, замерзли руки, натираем их быстро-быстро. Делаем взмахи руками попеременно назад и вперед. Подпрыгиваем сначала па одной, потом на другой ноге. (Дети выполняют).

Молодцы! Надеюсь, все согрелись. Продолжим мероприятие.

  1. Викторина.
  1. По территориям каких районов нашей республики протекает река Cypa?

а) Ядринский, Аликовский, Шумерлинский, Алатырский, Порецкий;

6) Ядринский, Красночетайский, Шумерлинский, Алатырский, Порецкий;

в) Ядринский, Аликовский, Шемуршинский, Алатырский, Порецкий.

  1. Переведите на чувашский язык названия районов, по территории которых протекает река Cypa. (П о д с к а з к а: Хĕрлĕ Чутай, Етĕрне, Улатăр, Пăрачкав, Ҫĕмĕрле).
  2. На контурной карте Чувашской Республики обозначьте границы Сурского оборонительного рубежа. (П о д с к а з к а: село Засурское Ядринского района, мимо деревни Пандиково Красночетайского района, село Сурский Майдан Алатырского района до границы республики с Ульяновской областью.)
  3. За сколько дней были построены оборонительные сооружения на Cype?

а) полгода;

б) 45 дней;

в) 60 дней.

  1. Какова была протяженность построенных оборонительных сооружений?

а) 350 км;

б) 380 км;

в) 400 км;

  1. Работа с пословицами. Найдите соответствия.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Тăван çĕр-шыва юратни вилĕмрен вăйлăрах.
Родина — мать, умей за нее постоять. Тăван çĕр-шывшăн вăйна та, пурнăçна та ан хĕрхен.
Любовь к Родине сильнее смерти Йышпа ĕç ăнать.
Дело спорится, когда много работников. Тăван çĕр-шыв – анне, ăна хÿтĕлеме пĕл.
Глаза боятся, а руки делают. Ĕçрен ан хăра, вăл хай санран хăратăр.
Работы не бойся, пусть она сама тебя боится. Куç хăрать те, алă тăвать.

III. Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.

П е д а г о г. Ребята, давайте вместе напишем синквейн со словом ПОБЕДА.

Наше мероприятие подошло к концу. Мы надеемся, что вы всегда будете помнить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, будете с уважением относиться к ветеранам. Мы желаем вам быть добрыми людьми и патриотами своей Родины. В завершение послушаем выступление наших учеников.

Ч т е ц 1-й.

Здесь не сшибались в битве брони,

Не погибал за взводом взвод,

Bpaг не дошел, но к обороне

И здесь готовился народ.

Ч т е ц 2-й.

Здесь сделано все, что не сделали Боги,

Руками невест, матерей и жен,

От Пензы далекой до матушки Волги

Оборонительный рубеж сооружен.

Ч т е ц 3-й.

Bpaг не дошел, он западней разбит был,

Вдали от этих Сурских рубежей,

Bpaг не дошел, но все равно СПАСИБО!

Строителям безмолвных блиндажей.

Источник:

Голубчикова, М. Ю. Чтобы помнили, чтобы гордились… : (Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов) / М. Ю. Голубчикова, Г. Н. Кадыкова // Халăх шкулĕ = Народная школа. – 2021. – № 6. – С. 55-57 : фот. – (80 лет Сурскому и Казанскому оборонительным рубежам).

Комментарии запрещены.