Старшеклассники рассуждают о теории Раскольникова и идее главного романа Достоевского

К 155-летию со дня издания книги Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и в рамках цикла литературных вечеров «Классика в формате 3D: думай, дискутируй, действуй» в Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке состоялся литературный диспут «Достоевский и его главный роман». Своим мнением и рассуждениями о теории Раскольникова и ее крушении поделились обучающиеся 10-х классов чебоксарской школы № 20.

«Преступление и наказание» – социально-психологический и социально-философский роман Федора Михайловича Достоевского, над которым писатель работал в 1865-1866 годах. Впервые он был опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник». Через год вышло в свет отдельное издание, структура которого была немного изменена по сравнению с журнальной редакцией.

Заведующий отделом обслуживания Наталия Романова ознакомила старшеклассников с историей создания романа «Преступление и наказание». Она отметила, что моментом зарождения идеи произведения стало время отправки писателя в 1850 году на каторгу в Омск. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой романа. «Замысел книги вынашивался несколько лет. Мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась в 1863 году в Италии», – подчеркнула библиотечный специалист. – За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности».

В ходе диспута десятиклассники описывали главного героя Родиона Раскольникова, двойственность его характера; зачитывали отрывки из романа «Преступление и наказание», где говорится о внешности Раскольникова, его «каморке». Участники отмечали, что роман позволяет постигнуть глубину размышлений и терзаний автора.

Особое внимание в ходе диспута было уделено наполеоновской идее о «тварях дрожащих» и «право имеющих». «Достоевский в романе с самого начала подчеркивает, что Раскольников «был задавлен бедностью. Но причина поведения Раскольникова таится не только в его материальных трудностях. Есть более значимые для героя причины – развившаяся теория, что люди делятся на «слабых» и «сильных». Такое деление недопустимо», – комментировали юноши и девушки.

Сны героя в произведении стали еще одним важным вопросом во время диспута. Молодые люди обсудили приемы эмоционального воздействия автора, отметив противопоставление, повторение, создающее экспрессивный эффект, использование соответствующих глаголов.

«Достоевский утверждает, что жить по теории нельзя, жизнь опровергает любую теорию. Ему важно было показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться», – такой вывод сделали участники в завершение литературного диспута.

Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека
Заведующий отделом обслуживания
Наталия Романова