В Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке для обучающихся 5-го класса чебоксарской школы № 43 состоялась встреча, приуроченная к 100-летию со дня основания конструкторского бюро «Туполев», которое отмечается 22 октября 2022 года. Именно в этот день ровно 100 лет назад было создано легендарное КБ «Туполев», которое отложило колоссальный отпечаток на развитие всего воздушного транспорта страны.
Андрей Николаевич Туполев оставил заметный след в истории авиации: 78 мировых рекордов и 28 уникальных перелетов было установлено и совершено на самолетах, созданных одним из самых талантливых авиационных инженеров и конструкторов прошлого столетия.
Под его руководством за почти пятидесятилетнюю творческую деятельность было сконструировано более 120 самолетов самых разнообразных типов, 70 из которых выпускались серийно. Среди них были истребители и бомбардировщики, морские торпедоносцы и штурмовики, планеры и пассажирские лайнеры. И даже сейчас много пассажиров нашей страны летают на самолетах, спроектированных под руководством Андрея Туполева.
Специалист библиотеки остановился на биографии авиаконструктора, рассказав школьникам о рождении «легенды», первых шагах в самолетостроении, работе конструкторов в ЦКБ-29 НКВД, итогом которой стало создание уникальных бомбардировщиков Ту-2, Пе-2, Пе-8 – они стали основой бомбардировочной авиации в Великой Отечественной войне.
Помимо военных крылатых машин, внесших весомый вклад в разгром врагов в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, одним из мирных направлений работы туполевцев стал выпуск гражданских авиалайнеров. Первый реактивный пассажирский самолет СССР был назван Ту-104 и поднялся в воздух в 1955 году. Его сменил ставший одним из самых массовых в производстве ближнемагистральный Ту-134. Он также использовался и в военной авиации. Затем конструктор создал целую серию великолепных пассажирских и военных самолетов: Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-95 и Ту-22. Последним самолетом, который сконструировал и довел до постройки Туполев, был сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, ставший лебединой песней конструктора.
Вторая часть встречи была посвящена беседе школьников с Владимиром Яковлевичем Скачковым – начальником производственно-диспетчерской службы Международного аэропорта г. Чебоксары имени А. Г. Николаева. Он имеет немалый летный стаж – 39 лет, 17 тысяч часов. В свое время летал на АН-2, знаменитых «кукурузниках», затем штурманом на Ан-24 и Ту-134. Ранее координировал работу воздушного судна, теперь аэропорта.
Гость начал свой рассказ с повествования о том, как он решил связать свою жизнь с авиацией. Обучаясь в школе, ему выдалось прочесть сборник «Летчики», куда вошли очерки о выдающихся военных летчиках, бесстрашно защищавших родное небо в годы Великой Отечественной войны. Особенно юного Владимира впечатлила статья о Полбине Иване Семеновиче, военном летчике, дважды Герое Советского Cоюза.
В ходе встречи мальчишки и девчонки узнали о жизни подразделения аэропорта, которым руководит Владимир Яковлевич. Здесь живут по международному времени UTC. То есть -3. Именно время по Гринвичу указано во всех аэронавигационных документах, связанных с организацией движения воздушных судов: расписание, заявки, отчеты и так далее. В Производственно диспетчерской службе узнают первыми о задержке рейса или об изменении расписания. Монитор с актуальной информацией работает круглые сутки. И круглосуточно же поступает сюда телеграммы и запросы. Именно в диспетчерскую ПДС стекается информация о происходящем в аэропорту и даже вокруг него. На небе и на земле. Зона контролируемой ответственности: воздушное пространство до высоты 2100 м и 45 км на земле. Здесь бдительно следят за метеосводкой. Особенно это важно в осенне-зимнем навигационном периоде. Здесь фиксируется время каждого вылета и прилета, количество пассажиров и ведется статистика. Дежурные видят на экране все уголки аэропорта, контролируют работу оборудования и техники, и участвуют в радиообмене с авиадиспетчерами на вышке КДП и пилотами самолетов.
Владимир Яковлевич хорошо помнит времена, когда в расписании Чебоксарского аэропорта значилось больше 60 строк. Помнит, и когда в 2015 году был один – московский. И то едва набиралось 30-40 пассажиров. Сегодня три ежедневных рейса в Москву стабильно показывают практически полную загрузку. Замечает, что современные самолеты допущены к более сложным условиям погоды. А значит еще больше пассажиров могут воспользоваться авиатранспортом.
Юными участниками встречи гостю были заданы разные вопросы. Их интересовало, во сколько лет в первый раз сел Владимир Яковлевич за штурвал самолета, сколько часов длился самый долгий полет, который рейс стал самым запоминающимся и другое.
Далее пятиклассники приняли участие в мастер-классе «Самолет построим сами», где им представилась возможность самим стать авиастроителями и сконструировать летающий аппарат из бумаги. Ребята узнали, что история бумажного самолетика берет начало в Древнем Китае. Примерно две тысячи лет назад китайцы создавали из папирусной бумаги оригами птиц, которые подбрасывали в воздух. Позже пионеры аэродинамики, такие как Леонардо да Винчи, начали строить свои прототипы самолетов из бумаги. Итальянский художник и изобретатель всегда был увлечен концепцией полета – историки нашли в его дневниках чертежи возможного парашюта, самолета и даже вертолета. В 2012 году писатель Джон Коллинз попал в книгу Гиннеса. Его бумажный самолет Сьюзен, названный в честь жены, пролетел 69,14 метра. Именно по его схеме пятиклассники сложили свои самолетики.
Подытоживая встречу, ребятам для ознакомления были предложены издания из фонда Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки, содержащие сведения о великом авиаконструкторе А. Н. Туполеве, а также рассказывающие об авиационном транспорте, в том числе и о самолетах Туполева: С. В. Аксенова «100 великих русских изобретений», Н. Г. Бодрихин «Великие самолеты мира» и «Лучшие асы XX века», В. И. Левин «Русские ученые ХХ века», А.Н. Щукин «Самые знаменитые люди России», Н. В. Якубович «Боевые самолеты Туполева», справочники «Самолеты Великой отечественной войны» и «Современные военные самолеты» и другие.
Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека
Заведующий отделом обслуживания
Наталия Романова