Читателям библиотеки рассказали о старинных профессиях, связанных с ремеслом

В рамках Года культурного наследия народов России, а также стремясь помочь в определении уровня знаний школьников о разнообразных профессиях, специалисты Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки организовали для обучающихся 5 класса школы № 22 г. Чебоксары День информации «Старинные русские профессии и ремесла».

Участникам мероприятия напомнили, что с незапамятных времен на Руси в жизни народа важное место занимала особая форма творчества – ремесло. Оно сочетало производство  повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. Все изделия русских промыслов выражали отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.

Школьники с интересом узнали о необычных старинных профессиях, утративших свою актуальность в настоящее время. Так, ребятам рассказали о том, кто такой «плевальщик». Оказывается, люди данной профессии сеяли репу. А так как семена были очень мелкие (в одном килограмме – больше миллиона) – сеять обычным способом их было просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.

Не менее древним является и кузнечное ремесло. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своем занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно селились на краю деревни, что порождало дополнительную загадочность.

Еще одной давно забытой профессией является бондарь. Этот специалист посредством топора и других столярных инструментов прилаживал клепки бочки одна к другой, выстругивал их, делал фальцы (зауторы) зауторником, в них вгонял днище и все связывал деревянными или железными обручами.

Говоря о гончарном деле, библиотечный специалист обратила внимание пятиклассников на то, что сначала оно было ремеслом, с помощью которого изготавливали сосуды для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел. Но со временем дело развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно огнеупорным кирпичом, каменной посудой, черепицей, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и подобными изделиями.

В ходе Дня информации школьникам рассказали и о других не менее интересных старинных профессиях.

Закрепить пройденный материал обучающимся помогла игра-погружение «Подумай и напиши», где с помощью шифра и ключа ребятам предстояло перечислить основные виды обработки металла кузнецом: литье, ковка, чеканка и др. Кроме этого, школьникам было предложено проявить творческие способности, примерив на себя роль гончара (вылепить горшок из пластилина), а также вышивальщиков (продолжить рисунок алмазной вышивки).

Более подробнее узнать о профессиях, связанных с ремеслом, ребятам было рекомендовано, обратившись к книгам из фонда Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки: «Большая энциклопедия ремесел» Г. Я Федотовой, «Секреты мастеров» Н. М. Конышевой и другим пособиям.

Татьяна Макарова, заведующая сектором информации
информационно-библиографического отдела
52-37-22