Сегодня совершить экскурс в историю на тему «Школьный быт в годы Великой Отечественной войны» пригласили обучающихся шестого и седьмого классов школы № 20 г. Чебоксары специалисты информационно-библиографического отдела Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки.
Под стук метронома ребята вместе с библиографом отправились в далекие годы Великой Отечественной войны, когда их бабушки и прабабушки были такими же юными и беззаботными, как они сегодня. Но раннее утро 1941 года, когда в четыре часа утра немецко-фашисткие войска напали на СССР, мирная жизнь страны была жестоко оборвана войной. Впереди были долгие тысяча четыреста восемнадцать дней…
Подросткам рассказали о том, как время измерялось мгновениями, в которые вкладывались жизнь и смерть, боль и страдания, кровь и ненависть; как был нарушен привычный образ жизни людей; как сократились доходы и прекратилось обеспечение всего населения продуктами питания. В этих условиях не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие, мальчишки и девчонки противостояли войне, как могли.
С особым вниманием чебоксарские школьники слушали рассказ библиографа о том, какая нагрузка легла на плечи их сверстников в те грозные годы. Как отмечают в своих воспоминаниях многие дети того времени, «мыла не было, чтобы помыться, готовили «щелок»: сжигали солому (лучше всего именно ее), затем собирали золу от нее в тряпочку и заливали все это горячей водой. Таким раствором можно было промыть голову и помыться».
Несмотря на трудности, государство и родители старались обеспечить все условия, чтобы дети получали образование. На оккупированных территориях школы возобновляли свою работу сразу же после освобождения. Тем не менее, тетрадей не было – писали на старых газетах между строчек, в амбарных или церковных книгах. Чернила делали из семечек подсолнечника и сока свеклы. Вместо портфелей у многих были полотняные сумки. В школе было холодно, топили печи кизяками, чернила замерзали в чернильницах, их отогревали ладошками. В классе стояла одна керосиновая лампа – на учительском столе, освещая только первые парты. Учебников на всех не хватало, их выдавали по одному экземпляру на 3-4 учащихся, поэтому уроки готовили по очереди.
В продолжение библиограф ознакомила ребят с видеофрагментом фильма режиссера Сергея Бондарчука «Судьба человека», где главный герой усыновляет мальчика, потерявшего всю семью. Благодаря принятому постановлению Совнаркома СССР от 23 января 1942 года «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» таких детей можно было записывать на свое имя.
Итогом экскурса в далекие сороковые прошлого века стало знакомство с литературой из фонда библиотеки по теме мероприятия. Вниманию участников были представлены «Ранние журавли» Чингиза Айтматова, «Иван» Владимира Богомолова, «Дети блокады» Михаила Сухачева, «Судьба человека» Михаила Шолохова и многие другие.
Ильина Людмила Юрьевна,
библиограф информационно-библиографического отдела
52-02-00
библиограф информационно-библиографического отдела
52-02-00