Школьникам – об особенностях чувашского земледелия

19 апреля в отделе краеведческой и национальной литературы Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки состоялось очередное занятие клуба «Юный краевед». В рамках краеведческой мозаики «Земледельческие традиции чувашей» специалист отдела рассказала обучающимся 4-го класса чебоксарской школы № 28 об особенностях чувашского земледелия.

Сегодня мало кому приходит в голову мысль о том, что хлеб – это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.

Специалист отдела Татьяна Захарова напомнила школьникам о том, что самым главным делом в жизни чувашей было земледелие. И отношение к земле было очень трепетным. Это хорошо иллюстрируют чувашские народные легенде в пересказе Геннадия Волкова и Михаила Юхмы. Землю считали живым существом, она была святостью, и к ней относились как к матери. К примеру, в «Словаре чувашского языка» Николая Ашмарина сохранились соответствующие выражения. Поэтому и понятие родины для чувашей связывалось, прежде всего, с понятием земли: тăван ҫĕр-шыв дословно – «родная земля-вода». Даже самой верной клятвой считалась клятва землей.

Во время демонстрации мультимедийной презентации специалист библиотеки рассказала о том, какую систему земледелия использовали чуваши, какие культуры и на каких землях выращивали, какими орудиями труда пользовались. Дети посмотрели, какие применялись приспособления для сушки, обмолота, веяния зерна, что из себя представляют ветряные и водяные мельницы.

При полевых работах не менее важными были и проводимые обряды. Считалось, что нельзя просто так начинать пахать и сеять, требовалось сначала обратиться к духам земли и божествам, повиниться за беспокойство, попросить возможности хорошо поработать и вырастить урожай. В начале полевых работ молились богам и духам земли – просили благополучия, здоровья, возможности хорошо поработать, а по окончании – молились, благодарили божества за удачную жатву, просили урожая и благополучия на следующий год. В каждой местности были свои особенности и свои названия для этих обрядов, но все они были связаны с почитанием земли-матери.

В завершение краеведческой мозаики школьники ознакомились с книгами: «Словарь чувашского языка = Чăваш сăмахĕсен кĕнеки» Николая Ашмарина, «Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа XVI-XIX веков» Елены Енькка, «Песнь о Чувашии» Михаила Юхмы, «Халăх çÿпçинчен» (Из кладовой народной памяти) Никифора Наумова и другими.

Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека
Главный библиограф отдела краеведческой и национальной литературы
Татьяна Захарова