Читаем и исследуем вместе: библиотечный десант в школе

В рамках реализации программы «Пушкинская карта» и акции «День библиотеки в школе», Недели русского языка и литературы, направленных на привлечение к чтению детей и подростков, команда специалистов Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки выехала в школу №65 г. Чебоксары, расположенную в микрорайоне «Новый город».

Библиотекари организовали своего рода «десант» с интеллектуальными активностями. Совместно со школьным методическим объединением учителей русского языка и литературы они подготовили для ребят ряд познавательных занятий.

В ходе интеллектуальной игры «Грамотеи» девятиклассники прошли несколько станций, где смогли продемонстрировать свои знания. На станции «Скороговорки» ребята погрузились в мир фольклорных произведений. Они использовали справочное издание «Русские пословицы и поговорки», чтобы отработать правильное произношение звуков и выразительность речи. Далее школьники приняли участие в состязании «Скульптура», которое помогло развить творческое мышление, умение интерпретировать литературные выражения в визуальной форме и глубже понять смысл пословиц и афоризмов. Настоящим сюрпризом стало творческое задание, где участники создавали биографии известных литературных персонажей. Школьники проявили фантазию и креативность, добавляя новые детали и повороты событий. На станции «Считай-ка» обучающиеся практиковались в склонении числительных по падежам.

Также девятиклассники приняли участие в лингвистической игре «У каждого народа свой язык». Она подчеркнула значимость языкового наследия, при этом особое внимание было уделено русскому языку как фундаментальному элементу российской культуры и истории. Программа включала чередование игровых заданий с информационными блоками. Ребята узнали увлекательные факты о происхождении и развитии различных языков мира. Кроме того, школьники познакомились с интересными фактами из жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. В игровой форме они получили сведения о его произведениях, персонажах и ключевых моментах биографии. В завершение юноши и девушки разгадали загадки в рамках задания «Рифма не рифма» и попробовали самостоятельно сочинить по две стихотворные строки, используя примеры, подготовленные библиотекарем.

Специалисты отдела обслуживания Людмила Васильева и Ирина Иванова организовали литературную игру-реконструкцию «Дорогами Победы» на основе книги известного писателя, участника Великой Отечественной войны Сергея Алексеева «Взятие Берлина. Победа!». Игроки разбились на команды «Пехотинцы», «Пилоты» и «Танкисты» и, проявив находчивость, смекалку и эрудицию, успешно прошли все этапы игры. В продолжение школьники приняли участие в литературной композиции «И навсегда повенчанный с войной…», посвященной 110-летию со дня рождения Константина Симонова. Из рассказа библиотекаря ребята узнали о жизни и творчестве фронтового корреспондента, писателя, поэта, драматурга, а также ознакомились с известными произведениями автора: «Двадцать дней без войны», «Дни и ночи», «Живые и мертвые» и другими. Но наибольшую популярность ему принесла лирика военных лет. В газете «Правда» было опубликовано стихотворение «Жди меня», которое сразу же переписывали в свои блокноты тысячи фронтовиков. Комментированное чтение вслух отрывков из книг нашло отклик в сердцах участников и позволило прочувствовать атмосферу военных лет. Декламация сопровождалась просмотром фрагментов из художественных фильмов по произведениям автора о военном времени.

Заведующий отделом обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста Алина Ларшникова провела в пятом «З» классе беседу по одноименной сказке Ивана Панькина «Легенда о матерях». В ходе беседы затронула вечные понятия семьи, материнства и любви.

Для учащихся пятого «Ж» класса прошла литературно-познавательная игра «Животные на войне». Мальчишки и девчонки узнали, что и животные помогали солдатам: доставляли грузы, были разведчиками, саперами и связистами. Они проходили специальную подготовку, которой занимались военные специалисты – голубеводы, собаководы и верблюдоводы. Участники игры, разделившись на команды, успешно выполнили задания трех раундов, показав отличные знания и командную работу.

Обучающиеся 9 «Б» класса были приглашены к участию в интеллектуальной игре «Познаем Отчизну вместе» для. Она состояла из нескольких увлекательных этапов, каждый из которых был направлен на познание российской культуры и истории. Первый этап под названием «Русский характер» предложил участникам подобрать синонимы к различным выражениям, отражающим особенности национального духа. Это задание позволило молодым людям глубже осмыслить культурные ценности и традиции русского народа. На втором этапе «Самые знаменитые русские» школьники проверили свои знания о выдающихся деятелях страны. Вопросы охватывали различные сферы: искусство, живопись, науку и военное дело. Каждый правильный ответ приближал участников к победе, демонстрируя их глубокое понимание российского культурного наследия. В ходе географической викторины называли города России, начинающиеся на букву «М». Несмотря на кажущуюся простоту задания, оно оказалось довольно сложным, ведь требовалось вспомнить множество городов, каждый из которых обладает уникальной историей и значением. В задании «Однокоренные слова» обучающимся предстояло составить максимальное количество слов к слову «Родина». Этот конкурс продемонстрировал богатство русского языка и творческие способности участников. Особого внимания заслужила игра «Цепочка слов», во время которой школьники называли слова, ассоциирующиеся с Россией. Завершающим испытанием стал конкурс «Угадай регион», в котором участники соревновались в знании регионов страны.

Работа на площадке «Патриотический экскурс „Чувашия в боях за Родину“» началась с просмотра видеоролика о начале самой кровопролитной войны века. Специалист отдела краеведческой и национальной литературы Татьяна Захарова рассказала о том, какой огромный подвиг совершили жители их республики в годы Великой Отечественной войны. За этот период более 208 тысяч человек были мобилизованы на фронт, и каждый второй из них отдал свою жизнь за Родину. Школьники также узнали о масштабной перестройке экономики республики: промышленность и сельское хозяйство были полностью переориентированы на военные нужды. Республика снабжала фронт продовольствием, поддерживала воинские части, собирала средства на производство боевой техники и отправляла на фронт необходимую теплую одежду. На территории республики также действовали эвакогоспитали, формировались воинские части, готовились квалифицированные специалисты для фронта, строились Сурский и Казанский оборонительные рубежи. Далее пятиклассники для выполнения заданий обратились к книгам и использовали спилс-карту Чувашии.

Увлекательное путешествие в прошлое было подготовлено и для одиннадцатого класса – их ждала захватывающая игра «Письмо от древности до современности». Руководитель Лаборатории #ЗнайЧитай Наталья Степанова открыла перед юными исследователями удивительный мир древнерусской письменности, поведав захватывающие истории о появлении первых рукописных книг и становлении книгопечатания на Руси. Старшеклассники погрузились в интеллектуальное состязание, состоящее из нескольких раундов: «Кириллица», «Московия», «Господин Великий Новгород» и «Горница». Ребята с азартом расшифровывали заколдованные слова, разгадывали тайны загадочного сундучка и даже называли части тела на старославянском языке. Особую атмосферу создавал показ уникальных предметов древности: берестяных грамот, цера, писала, пергамента и папируса. За правильные ответы самые эрудированные участники удостаивались почетного звания «грамотеев». Игра стала не просто познавательной встречей, а настоящим путешествием во времени, позволившим юным историкам глубже понять культуру и историю своей страны.

Сотрудник сектора культурных программ Наталья Васильева совместно с обучающимися восьмого класса провела интерактивное занятие «Книготворение», направленное на раскрытие творческого потенциала и приобретение практических навыков работы над созданием книги. Участники подробно изучили этапы написания текста: от зарождения идеи до финальной редакции произведения. Особое внимание было уделено преодолению трудностей начинающих авторов, поиску вдохновения и достижению желаемого результата. Также школьники узнали, как важно научиться воспринимать критику и совершенствовать собственные навыки. Книги рассматривались как самостоятельные творческие проекты, имеющие визуальное воплощение и эмоциональную ценность. Занятие позволило подросткам осознать значимость процесса написания книги и насладиться результатами своего труда.

Эти увлекательные мероприятия стали для ребят настоящей возможностью проявить себя. В ходе интеллектуальных игр и захватывающих квестов каждый ребенок смог проверить свои знания и раскрыть свои способности. Все участники получили заряд позитива и ценный опыт.