
В Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке состоялись активности для обучающихся чебоксарских школ №№20, 36 и 49 – владельцев «Пушкинской карты». С 2025 года эта программа реализуется в рамках федерального проекта «Семейные ценности и инфраструктура культуры», который вошел в национальный проект «Семья».
В читальном зале отдела обслуживания состоялась лингвистическая игра «У каждого народа свой язык», посвященная многообразию языков планеты. Участники ознакомились с удивительными фактами о семи тысячах существующих языков. Особое внимание было уделено фундаментальным понятиям, таким как «мертвые языки» и феномен «силы слова». Старшеклассники узнали о выдающихся достижениях лингвистики и расшифровали неологизмы. Интерактивная часть программы включала разнообразные активности: творческие задания, филологические упражнения, интеллектуальные загадки и увлекательные викторины. Школьники с энтузиазмом включились в процесс, демонстрируя свои знания и открывая новые грани языкознания. Они не только обогатили свои познания, но и значительно расширили кругозор, проявили сообразительность и продемонстрировали высокий уровень эрудиции. Многие отметили, что полученные знания помогут им лучше понимать представителей других культур и эффективнее взаимодействовать с ними в будущем.
В Лаборатории детского и подросткового чтения «ЗнайЧитай» состоялось фольклорные посиделки «От колыбели до печи», посвященные возрождению старинных традиций русского и чувашского быта. Участники встречи окунулись в атмосферу старинных посиделок, которые в древности служили не только местом отдыха, но и важной школой передачи знаний молодому поколению. Заведующий Лабораторией Наталья Степанова представила гостям эксклюзивные предметы региональных инсталляций «Чувашская изба», «Сказки нашего края» и «Сундук невесты», раскрыв их историческое значение и культурную ценность. Особое внимание было уделено демонстрации подлинных предметов быта чувашского народа. Ребята увидели и изучили аутентичные предметы: глиняные крынку и чугунок, деревянные кадку и корыто, традиционные ложки, ухват, коромысло и веретено, берестяные туесок и кузовок. Познавательное занятие не только познакомило школьников с богатством национальной культуры Чувашской Республики, но и подчеркнуло важность сохранения традиционных ремесел и народных промыслов для будущих поколений. Молодые люди получили не только теоретические знания, но и практические навыки, которые помогут им внести свой вклад в сохранение культурного наследия.
Также в рамках культурно-просветительской программы для третьего класса школы №36 состоялось познавательное занятие, посвященное истории возникновения и развития игрушек. Встреча была направлена на ознакомление подрастающего поколения с богатым наследием игрушечного промысла и его значением в культуре разных эпох. Дети также узнали о том, как в древности славянские мастера создавали игрушки из различных материалов: дерева, глины, ткани и соломы. Услышали о том, что традиционными русскими игрушками являются матрешка, глиняные свистульки, деревянные фигурки животных и тряпичные куклы. Ребята узнали о символическом значении народных игрушек, их роли в воспитании детей и передаче культурных традиций; об особенностях их росписи, характерных узорах и цветовой гамме, отражающих представления наших предков о мире и природе.
Организаторы выражают благодарность школьникам за активное участие и живой интерес к рассматриваемой теме.
Проведение просветительских активностей по «Пушкинской карте» продолжается.
Заведующий сектором культурных программ отдела обслуживания
Наталья Степанова