Слушатели литературной лаборатории «Сила слова» учились писать короткие рассказы и эссе

Темой очередного занятия литературной лаборатории «Сила слова» стало обсуждение кратких форм художественных произведений. Преподаватель Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, доцент кафедры русской и чувашской филологии и культурологии, кандидат филологических наук Зинаида Якушкина предложила детям тему «Краткие формы: рассказы и эссе; написание коротких рассказов и эссе; искусство сжатия мысли до сути».

Отметим, проект «Литературная лаборатория для детей и молодежи “Сила слова”» реализуется Чувашской республиканской детско-юношеской библиотекой и Чувашской республиканской организацией Общероссийского профсоюза работников культуры на средства гранта, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.

Лектор рассказала, что рассказы и эссе относятся к эпическому роду художественной литературы. Если школьники знакомы с определением термина «рассказ», то значение термина «эссе» Зинаида Якушкина раскрыла подробнее. «Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, с нею связанные», – подчеркнула она. А чтобы лучше понять, каким образом строится эссе, детям рассказали о некоторых его признаках.  К ним относятся наличие конкретной темы или вопроса. Кроме того, в эссе автор отражает индивидуальное впечатление по какому-либо вопросу. Такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Зинаида Якушкина объяснила, что написание эссе помогает развивать полезные навыки:  самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. При работе над таким произведением  необходимо соблюдать его структуру. «Свои мысли автор оформляет в форме кратких тезисов, которые должны быть подкреплены доказательствами. Поэтому после тезисов следуют аргументы», – рассказала спикер. Так, структуру эссе можно оформить следующим образом: вступление, пару тезисов и аргументов, заключение. 

В ходе встречи лектор предложила также рассмотреть наиболее частые ошибки при написании эссе, чтобы начинающие авторы их не совершали. Сюда входят утомительные предисловия, недостаточное количество деталей, многословие и длинные фразы. Зинаида Якушкина дала слушателям литературной лаборатории «Сила слова» советы, с чего начать писать эссе, как его завершить, как выбрать тему для работы и др. Кроме того, дети узнали, как сократить текст и сжать мысль до сути. Закрепить полученные знания им помогло практическое занятие: мальчики и девочки попробовали сократить рассказ Михаила Пришвина до трех предложений.

Напомним, что до 23 мая 2025 года продолжается прием работ на республиканский литературный конкурс для детей и молодежи «Сила слова». С подробными условиями можно ознакомиться на нашем сайте.  Победителей ждут ценные призы, а также поездка в детский лагерь «Солнышко» и встреча с российским детским писателем Асей Петровой в ходе республиканского литературного фестиваля «ГромЧе!»