
Какие приемы использовать автору, чтобы читатель понял тему произведения и уловил послание, заключенное в тексте? На этот вопрос ответила в ходе обучающего занятия в литературной лаборатории «Сила слова» преподаватель Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, доцент кафедры русской и чувашской филологии и культурологии, кандидат филологических наук Зинаида Якушкина. «Тема и послание: как выбрать основную тему произведения; способы передачи послания через текст» – эту тему раскрыла детям спикер.
Отметим, проект «Литературная лаборатория для детей и молодежи “Сила слова”» реализуется Чувашской республиканской детско-юношеской библиотекой и Чувашской республиканской организацией Общероссийского профсоюза работников культуры на средства гранта, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.
Продолжая занятие, лектор рассказала, что есть множество тем, которые автор может поднять в произведении. Вечны темы любви и ненависти, жизни и смерти, борьбы добра со злом, взросления, верности и предательства, свободы и ответственности и др. Отличают также философские и социальные темы. «В таком великом разнообразии первоначально важно определить, какая тема будет главной в вашем произведении», – подчеркнула спикер. К инструментам, которые помогут раскрыть тему, относятся символизм и метафоры, диалоги и монологи, конфликты и столкновения персонажей, детализация и атмосфера, внутренний мир персонажей, контраст, сравнение и др.
Продолжая занятие, лектор рассказала, что есть множество тем, которые автор может поднять в произведении. Вечны темы любви и ненависти, жизни и смерти, борьбы добра со злом, взросления, верности и предательства, свободы и ответственности и др. Отличают также философские и социальные темы. «В таком великом разнообразии первоначально важно определить, какая тема будет главной в вашем произведении», – подчеркнула спикер. К инструментам, которые помогут раскрыть тему, относятся символизм и метафоры, диалоги и монологи, конфликты и столкновения персонажей, детализация и атмосфера, внутренний мир персонажей, контраст, сравнение и др.
В ходе занятия слушатели рассмотрели стихотворения великих русских поэтов Александра Пушкина и Михаила Лермонтова и определили их темы.
«Послание – поэтический жанр. Оно может быть создано в виде стихотворного письма или обращения к кому-либо, содержащее призывы, просьбы и пожелания», – объяснила слушателям Зинаида Якушкина и отметила, что передать послание через текст можно двумя способами – явным, вербальным, и неявным, скрытым. На последнем лектор остановилась подробнее. «Неявную информацию называют “подводным течением”. Это термин, обозначающий скрытый смысл, подтекст произведения, который можно обнаружить через анализ не только основного повествования, но и отдельные детали, ремарки, паузы, отношения между персонажами», – объяснила она. Благодаря занятию дети подробно узнали о таком жанре, как послание, а также открыли для себя новые темы, которые автор может поднимать в своем произведении.
Напомним, что до 23 мая продолжается прием работ на республиканский литературный конкурс для детей и молодежи «Сила слова». С подробными условиями можно ознакомиться на нашем сайте. Победителей ждут ценные призы, а также поездка в детский лагерь «Солнышко» и встреча с российским детским писателем Асей Петровой в ходе республиканского литературного фестиваля «ГромЧе!».