Редактированию и саморефлексии посвятили занятие в литературной лаборатории «Сила слова»

Редактирование текста является важнейшим этапом работы с текстом, ведь перед тем, как публиковать произведение, необходимо проверить наличие смысловых, грамматических и пунктуационных ошибок. Именно этой части работы над текстом – редактированию и саморефлексии – посвятили очередное обучающее занятие в литературной лаборатории «Сила слова». С  детьми 10-13 лет его провела  преподаватель Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, доцент кафедры русской и чувашской филологии и культурологии, кандидат филологических наук Зинаида Якушкина. Она рассказала об основах редактирования собственного текста, а также о том, как принимать критику и учиться на ней.
Напомним, проект «Литературная лаборатория для детей и молодежи “Сила слова”» реализуется Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки и Чувашской республиканской организации Общероссийского профсоюза работников культуры на средства гранта, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.
«Редактировать текст – значит внести изменения в его содержание. На этом этапе вы должны исправить ошибки, убедиться в достоверности фактического материала, проверить единство темы и пути ее раскрытия, а также связность текста», – объяснила спикер слушателям литературной лаборатории.
На примере отрывка из стихотворения в прозе Ивана Тургенева «Русский язык» Зинаида Якушкина рассмотрела виды и способы связи в тексте. Затем предложила установить способы связи в приведенных предложениях детям. 
После поговорили о саморефлексии. Лектор объяснила детям значение термина. «Саморефлексия – это разбор своих чувств, эмоций, желаний, поведения; способность человека отслеживать и анализировать свои мысли, чувства, поступки, а значит и способность контролировать их», – пояснила она и привела пример рефлексии в стихотворении «Парус» Михаила Лермонтова.
Поднимая вопрос критики, Зинаида Никитична раскрыла детям пять шагов, которые помогут принимать критику и даже извлечь из нее пользу. Во-первых, не стоит принимать слова оппонента близко к сердцу. Во-вторых, нужно сосредоточиться на моменте. Затем следует задать уточняющие вопросы. После этого найти в высказываниях то, с чем можно согласиться. Если и после этого критик продолжает давать наставления, попросить его о помощи.
Участники встречи отметили, что занятие стало очень полезным и развило их навыки редактирования.