Специалисты отдела краеведческой и национальной литературы Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки провели первое в этом году занятие клуба «Юный краевед» по теме «Чувашские ремесла и промыслы». Участниками стали обучающиеся 6 класса школы № 28 г. Чебоксары.
С незапамятных времен в жизни чувашского народа важное место занимали ремесла и промыслы. В каждой семье старались сделать все необходимое своими силами. Причем сделать не просто добротно, но и красиво. Неудивительно, что со временем выделились мастера своего дела, которые передавали свое умение своим сыновьям. Дома наполняли необходимыми предметами быта с искусной резьбой, уникальными вышивками, удобной мебелью.
Из рассказа библиотечного специалиста школьники узнали о том, что местные умельцы славились своими успехами в кузнечном деле. Как отмечают исследователи, чуваши унаследовали от булгар высокую технику металлообработки, которое не уступало мировым стандартам. Археологи на территории, где проживали чуваши, обнаружили несколько древних домниц. Основным сырьем для получения железа служила болотная руда. На древесном угле в горнилах варили железо и изготавливали домашнюю утварь, различные инструменты и металлические части сельскохозяйственных орудий. К сожалению, после крестьянских восстаний последовал запрет царского правительства, что привело к тому, что кузнечным делом в чувашском крае занимались только русские мастера. Запреты были сняты только в конце XIX века.
Следующим традиционным народным промыслом, о котором узнали шестиклассники, стало гончарное ремесло. Как обойтись в быту без глиняных кувшинов, мисок, горшков или чашек? А для этого нужно было не только найти хороший пласт глины, но и определить какая она по составу – жирная или тощая. От этого зависела ее дальнейшая подготовка. Во-первых, ее очищали от примесей, во-вторых, если недостаточно пластична – отягощали песком, или наоборот, разжижали водой и пропускали через сито перед просушкой. Когда подготовленная глина становилась однородной и перемятой, ее плотно укрывали, и так без доступа воздуха давали вызреть. Только после этого мастер начинал свою работу по изготовлению керамических изделий, причем существовало несколько приемов. Кстати, изделие должно было быть не только качественным, но и «радовать глаз». Поэтому перед просушкой его декорировали замысловатыми узорами, а после обжигали.
Переходя от слайда к слайду мультимедийной презентации, подростки узнали о наиболее распространенных видах народного искусства: ювелирном, бондарном, кожевенном, портновском деле, резьбе и росписи по дереву, лозоплетении, изготовлении валяных изделий, а также изделий из бересты и лыка, кулеткачестве, национальной вышивке, ткачестве, обработке кости и рога, бисероплетении, изготовлении головных девичьих и женских уборов.
Выяснить особенности этих видов искусства помогли задания, благодаря которым участники выясняли какие из представленных предметов к каким видам искусства относятся.
В завершение мальчики и девочки ознакомились с книгами отдела, посвященных национальным ремеслам и промысла чувашского народа.
Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека
Главный библиограф отдела краеведческой и национальной литературы
Татьяна Захарова
Тел.: 52-37-22