В рамках реализации проектов «Культурная среда», «Пушкинская карта» и акции «День библиотеки в школе», направленных на привлечение к чтению детей и подростков, команда специалистов Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки выехала в школу, расположенную в микрорайоне «Новый город». Библиотечный десант в рамках Недели русского языка и литературы, проходящего в школе №65 г. Чебоксары, стал уже доброй традицией.
«Десантники» были без парашютов, но с книгами и интеллектуальными активностями. В тесном взаимодействии со школьным методическим объединением учителей русского языка и литературы для ребят организованы различные познавательные занятия.
Обучающиеся 1 «А» класса стали участниками творческой встречи с писателем, художником-иллюстратором, членом Союза профессиональных писателей Чувашской Республики Натальей Васильевой. Гостья рассказала ребятам о детстве, годах учебы, любимых педагогах и наставниках, своей творческой деятельности и литературных произведениях, зачитала отрывки из авторских произведений и ответила на многочисленные вопросы первоклассников. В завершение провела мастер-класс по изготовлению забавной улитки из цветного картона. Дети были в восторге!
Вместе со специалистами отдела обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста третьеклассники совершили литературное путешествие «Сказочная география Сельмы Лагерлеф». Встреча была приурочена ко Дню рождения Сельмы Лагерлеф – знаменитой шведской писательницы, автора замечательных романов о Нильсе Хольгерссоне, Йосте Берлинге и других героях, получивших мировую известность. Школьникам рассказали о биографии и творчестве писательницы – первой женщине лауреате Нобелевской премии в области литературы. Работая в парах, дети «пробирались» сквозь лабиринт вместе с главным героем «Путешествия Нильса с дикими гусями», разыскивая путь домой.
Для первоклассников был проведен эко-урок «Синичкин день». Библиотекарь отдел обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста рассказал ребятам об истории появления праздника, пояснив, что в Синичкин день жители разных населенных пунктов готовятся к встрече птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства» – несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, делают и развешивают кормушки. В ходе обзора научно-популярных книг мальчики и девочки узнали, что на Земле обитает более 10 тысяч видов птиц, и каждый год исследователи открывают все новые и новые их отряды и семейства. Далее библиотекарь озвучил ребятам интересные факты о птицах.
Библиокруг тургеневских историй «Байки на Бежином лугу», подготовленный отделом обслуживания для обучающихся 6 «Д» класса, начался со знакомства с биографией автора и продолжился рассказом об истории создания произведения «Бежин луг». Рассказ написан в 1851 году и стал частью сборника «Записки охотника», который вышел в 1852 году. Шестиклассники с особым вниманием послушали чтение отрывка с описанием местности. Затем, рассмотрев иллюстрацию А. Пахомова к рассказу, определили литературных героев по описанию: Федю, Павлушу, Ильюшу, Костю и Ваню. Продолжился библиокруг громким чтением быличек.
Специалисты юношеского абонемента отдела обслуживания провели этнографическую игру «Русь былинная. Русь изначальная» для учеников 7 «И» класса и представили яркие и красочные сборники легенд и былин. Игра продолжилась рассказом и блиц-опросом о русском быте, жизненном укладе семьи. За каждое творческое задание, основанное на знании истории, традиций и легенд древнерусской жизни игроки получили поощрительные баллы. С увлечением юные исследователи древнерусской истории отвечали на вопросы викторины «Ума палата», которая помогла школьникам проверить словарный запас и узнать значения старославянских слов.
А для 9 «Г» класса была проведена литературная игра-реконструкция «Дорогами Победы» по мотивам книги «Взятие Берлина. Победа!» Сергея Алексеева. Школьники разбились на команды «Артиллеристы», «Пехотинцы», «Авиаторы» и «Танкисты». Проявив находчивость, смекалку и эрудицию, ребята успешно прошли все этапы игры. Во время конкурса «Зоркий глаз» старшеклассникам были предложены задания, позволившие проверить их знание военных атрибутов. В ходе конкурса «Солдаты и офицеры» участники продемонстрировали навыки ратного дела. Особенно весело прошло состязание «Рота, подъем!», где будущим солдатам предстояло одеться за сорок пять секунд.
Лингвистическая игра «Слово.ру» была призвана увлечь молодых людей из 11 «П» класса лингвистикой, изучением различных языков и, прежде всего, русского – языка российской культуры и истории. Специалист библиотеки ознакомил ребят с мнением научного сообщества о том, что язык – уникальное явление. В нем отражается душа народа, его история. В ходе игры участники выполняли задания, отражающие возникновение, развитие, использование языков, их различия и общие корни. Состязания чередовались с блоками познавательной информации об истории языкознания, филологических достижениях, цитатах выдающихся русских писателей.
Стихотворениям Афанасия Фета была посвящена литературно-музыкальная композиция «Венок из рифм и цветов», организованная для обучающихся 9 «Д» класса. Участников ждало знакомство с лирикой замечательного русского поэта. В его произведениях природа становится полноценным героем: розы грустят и смеются, колокольчик тонко позванивает, пушистая весенняя верба раскидывает ветви, первый ландыш из-под снега просит солнечных лучей. И в этом нет ничего удивительного – автор считал, что представители флоры красноречивее людей. Подростки в ходе занятия «отправились» в цветочно-поэтическое путешествие, где они услышали легенды о прекрасных растениях, поэтические строки о них, прослушали аудиозапись фрагмента музыки Петра Чайковского из балета «Щелкунчик», а также другие песни и романсы о цветах. Библиотекари также рассказали о тайнах и символах благородных соцветий.
Изучению истории возникновения письменности и книги способствовала познавательная программа «Как и чем писали в древние времена». Специалист сектора культурных программ отдела обслуживания предложил ребятам из 8 «Е» класса погрузиться в удивительный мир Междуречья и узнать о том, как древние шумеры использовали клинопись для письма на сырой глине, какие иероглифы были у египтян и что они обозначали, как греки применяли остроконы для бытовых записок, увидеть берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в Великом Новгороде в XIII веке, деревянные восковые таблички, писало, сборник средневековых рецептов чернил и иллюстрации страниц рукописных книг.
Программу «Ромео и Джульетта в музыке, театре и кино» организовал сектор иностранной литературы отдела обслуживания для 8 «Н» класса. Она позволила участникам ознакомиться с наиболее яркими и запомнившимися театральными постановками и музыкальными произведениями, созданными по мотивам работы выдающегося английского драматурга Уильяма Шекспира. Юноши и девушки с интересом изучили историю появления пьесы и первых экранизаций трагедии, вспомнили основные действующие лица трагедии и детали сюжета, продекламировали бессмертные строки из «Ромео и Джульетта», прослушали знаменитую увертюру-фантазию Петра Чайковского.
Специалист отдела краеведческой и национальной литературы провел программу «Поэт с пламенным сердцем» для обучающихся 9 «С» класса и напомнил о том, что в этом году исполняется 125 лет со дня рождения поэта, прозаика, переводчика, общественного и государственного деятеля Михаила Сеспеля. Молодые люди выяснили, что документы, связанные с именем чувашского драматурга, активно собирались в последующие годы и на их основе были изданы сборники воспоминаний, художественные произведения, подготовлены исследовательские работы, снят документальный фильм «Сеспель».
На увлекательную интеллектуальную игру «Грамотеи» были приглашены девятиклассники, которые соревновались в разнообразных заданиях, демонстрируя глубокие знания русского языка, умение быстро и четко выражать свои мысли. Конкурс скороговорок стал одним из наиболее запоминающихся этапов игры. Задания на создание автобиографий известных литературных героев, таких как Карлсон, Винни-Пух и Баба-Яга, дали возможность проявить фантазию и креативность. Не менее захватывающим стал лексикографический марафон по угадыванию словарей по их описаниям, а также расшифровке русских пословиц и поговорок, изложенных научным языком.
Участниками активностей в рамках акции стали более 400 ребят.
Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека выражает благодарность руководству, педагогам и обучающимся чебоксарской школы №65.
Интерес в глазах детей, подростков и молодежи, обратная связь в виде желания читать, чтобы узнавать больше и развиваться, в очередной раз подтвердили, что День библиотеки в школе удался! Сотрудничество продолжается.
Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека
Заведующий отделом обслуживания Наталия Романова
Тел.: 52-37-22