Неделя финансовой грамотности продолжается. Каковы предпосылки возникновения финансов? Какие проблемы возникают при планировании бюджета семьи? В поиске ответов на эти вопросы учащимся вторых классов средней школы № № 17, 20 г. Чебоксары помог финансовый букварь, подготовленный специалистами информационно-библиографического отдела Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки.
В качестве проверки глубины знаний юные пользователи финансов уверенно прошли блиц-опрос «Экономические загадки», правильно и быстро продолжив фразы: «Чтобы дом купить я смог…», «Приносить доходы стал в банке папин…», «Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить…» и другие.
С помощью викторины «К копейке копейка – проживет Семейка!» разобрались, что необходимо знать в первую очередь, как помогать родным в планировании семейного бюджета. Особо уделили внимание сохранению денежных средств в условиях нестабильной экономики и приумножению их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких.
Без труда разгадав зашифрованные в виде ребусов слова, ребята вместе с библиографом узнали, что формирование и использование бюджета должно носить системный характер, при этом необходимо умело выделять средства доходов и расходов с определенным составом или перечнем. Как правило, основные группы расходной части бюджета практически не изменяются.
Обратившись к истории появления первых бумажных денег, дети узнали, что они были изобретены в Китае в VII веке, а широкое распространение получили в XI веке. Бумажные деньги VII века были по сути долговыми обязательствами. Часто такие деньги выпускались на ограниченный срок и цену имели ниже, чем объявленная ценность. Банкноты не заменяли монеты, но использовались вместе с ними.
В России императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций в 1768 году. На учрежденные в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырех достоинств: 25, 50, 75 и 100 рублей. Их печатали черной краской на белой бумаге с водяными знаками. В обеих столицах частные лица были обязаны внести из расчета на каждые 500 рублей казенных платежей по крайней мере одну ассигнацию в 25 рублей. Выпуск ассигнаций мотивировался тем, что «тягость медной монеты, одобряющая ее собственную цену, отягощает ее же и обращение». В то время пользовались в основном медной монетой, и для доставки 1000 рублей в этой «валюте», весивших 62,5 пуда, то есть почти 115 кг, приходилось использовать две телеги. Кроме того, подсчет меди занимал много времени и, как правило, был сопряжен с арифметическими ошибками. Бумажные деньги этих недостатков не имели.
Продолжая знакомство с историей денег, второклассники посмотрели видеофильм «Печатная фабрика ‟Гознак”», знакомящий с историей изготовления денег в советское время и с тем, какие этапы проходят денежные знаки в наши дни.
Основательно изучив одну из первых страниц «финансового букваря», мальчики и девочки пришли к выводу, что «именно финансовая грамотность ведет к независимости и устойчивому материальному положению в будущем. Тот, кто научится управлять деньгами, реже попадает в руки мошенников». В свое время от мошенничества в особо крупных размерах пострадал, потеряв деньги в финансовой пирамиде, известный в XVIII веке ученый Исаак Ньютон. В 1717 году он предложил новое соотношение между золотом и серебром. Это привело к тому, что Британия фактически перешла на золотой стандарт. Ньютон был одним из инвесторов «Компании Южных морей». Вкладывать деньги в акции этой компании он начал задолго до того, как туда понесли свои деньги едва ли не все британцы – от лордов до крестьян. Компания Южных морей оказалась финансовой пирамидой, акции которой в 1720 году сначала взлетели вверх: со 128 фунтов в январе до 1000 фунтов в конце августа. Ньютон, который на протяжении многих лет вел себя как дисциплинированный и разумный инвестор, в июне 1720 года, когда акции стоили уже по 700 фунтов, купил их на сумму 26 000 фунтов. В сентябре произошел крах компании, цена акций упала ниже 200 фунтов. Ньютон потерял не меньше 22 600 фунтов, что в пересчете на современные деньги превышает 4 млн $.
Знакомство с литературой из фонда библиотеки заинтересовало ребят яркими и красочными иллюстрациями, рассказывающими об известных монетах мира. Так, например, книга Дмитрия Гулицкого «100 самых известных монет мира», выпущенная в издательстве «Эксмо» в хронологическом порядке увлекательно и подробно рассказывает о ста самых знаменитых монетах мира.
Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека
Ильина Людмила Юрьевна, библиограф информационно-библиографического отдела
Тел.: 52-02-00