Исследуем историю буквиц и заставок в древнерусских рукописях

В Лаборатории детского подросткового чтения #ЗнайЧитай состоялось виртуальное путешествие «Заставка в Византийском стиле», в ходе которого дети погрузились в увлекательный мир древнерусской письменности. Обучающиеся средней школы №20 г. Чебоксары изучили историю появления первых буквиц и заставок на рукописных книгах Древней Руси, открывая для себя богатое культурное наследие России.

Занятие началось с интерактивной лекции, благодаря которой школьники узнали о значении буквиц – крупных, декоративных букв, которые использовались в начале глав и разделов текстов. Дети ознакомились с примерами древних рукописей, увидели, как эти элементы не только придавали книгам эстетическую ценность, но и помогали читателям ориентироваться в тексте. При украшении заглавных букв русских изографов чаще всего использовались растительные мотивы. Широкие листья, плавно заворачиваясь, отмечали изгибы письменных знаков, а цветочные бутоны эффектно завершали буквенные петли. Буквицы часто превращались в сложные рисунки диковинных зверей, птиц, чудовищ. Затем внимание участников было обращено на заставки – небольшие орнаментальные или сюжетные изображения, как правило, размером в ширину текста на странице, помещаемые в начале книги или крупного раздела текста. Обычно они имели прямоугольную форму и были разнообразны по цветовой гамме. В одной книге помещалось от двух до шести заставок, в некоторых помещались изображения святых.

Далее вниманию детей были представлены наглядные материалы с изображением древних рукописных книг. В их числе – «Апостол», напечатанный в Москве в 1563-1564 годах Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, Остромирово Евангелие 1956-1057 годов, Четвероевангелие, Симоновское Евангелие, Евангелие Хитрово.

После теоретической части ребята приступили к практическому заданию. Под руководством руководителя Лаборатории Натальи Степановой они самостоятельно попробовали создать свои буквицы и заставки, используя бумагу, пенопласт, ручки, карандаши, штемпельную краску, валик.

В завершение четвероклассники представили свои работы, а также обсудили, что нового они узнали о древнерусской письменности и ее значении для формирования русской культуры.

«Мы рады видеть такой интерес у детей к истории и культуре. Занятия подобного рода помогают сформировать у них уважение к наследию предков и вдохновляют на творчество», – отметила педагог школы Валентина Степанова.

Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека
Заведующий сектором культурных программ отдела обслуживания
Наталья Степанова
Тел.: 53-37-22