Песня – язык души

21 мая специалисты отдела краеведческой и национальной литературы Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки провели очередное занятия клуба «Юный краевед» по теме «Чувашские песни». Участниками стали обучающиеся 5 класса школы № 28 г. Чебоксары.

Чуваши относились к песням с глубоким почитанием, потому что видели в них источник здоровья, радости, счастья, через песни чувствовали неразрывную связь с прошлыми поколениями. Отношение к песне ярко отражается в народном фольклоре. К примеру, из легенды «Как Турӑ песни раздавал» в библиотеке ребята узнали о том, откуда у человека появилась песня. Каким образом песня стала радовать обычных людей хорошо иллюстрирует легенда «Стихотворение и песня». В народной сказке песня сравнивается с девушкой-красавицей, образ которой «ярок как лунный свет, а глаза горят как вечно неугасимые звезды». Песня всегда жила в большой дружбе с народом, была неразлучна с ним в труде и на отдыхе, делила и горе, и радость. В благодарность за то, что песня окрыляет народ, вселяя в его душу непобедимую силу и вечную молодость, чуваши сложили немало песен о песне, в которых обращаются к ней как к своему лучшему другу и вечному спутнику жизни. Без нее жизнь пуста и бесцветна, потому что песня – это язык души.

Основными темами традиционно является почитание отца и матери, уважение к старцам, любовь к земле-кормилице, бережное отношение к ней, чувство рода в стремлении не разлучаться с родными и близкими. Пели чаще всего хором, коллективно, иногда вдвоем-втроем или в одиночку. Причем могли исполнять песни без сопровождения или под аккомпанемент музыкальных инструментов.

В начале XX века музыкальная культура чувашей была представлена только народным песнопениями, поэтому чувашской вокальной музыке характерно большое количество разнообразных жанров. Так, участники ознакомились с такими жанрами, как бытовые, обрядовые, трудовые, исторические, песни социального содержания и др. Многие термины вызвали вопросы, касающиеся истории нашей страны. Подростки выясняли значение таких слов как «бурлацкие», «ямщицкие», «батрацкие», «рекрутские».

Народные песни – это целый пласт культуры, очень многогранный, обширный. Первые попытки их собирания появились в XIX веке в изданиях российских этнографов и военных деятелей Александра Риттиха и Валентина Мошкова. Хотя до этого имелась довольно обширная литература по этнографии чуваш, где часто встречалось описание разных сторон их музыкального быта и иногда с публикациями текстов песен, но нотных записей не было. Следующий период включает издания, выпущенные благодаря деятельности Симбирской чувашской учительской школе, а также сборники песен Ивана Никитина (псевдоним Юркки Иванě) и Петра Пазухина. Настоящая работа по записыванию и исследованию чувашского фольклора началась лишь после Октябрьской революции, когда это стало делом чувашских исследователей. Самым большое количество песен было записано благодаря певцу и знатоку чувашских песен Гавриле Федорову.

Далее школьники послушали две песню – «Голос старины» из коллекции Гаврилы Федорова и «Белая голубка» чувашского композитора Василия Воробьева.

В завершение обучающиеся ознакомились с изданиями, посвященными чувашским народным песням.

Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека
Главный библиограф отдела краеведческой и национальной литературы
Татьяна Захарова
Тел.: 52-37-22