В отделе краеведческой и национальной литературы Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки прошло очередное занятие кружка «Творческий калейдоскоп». Юные читатели библиотеки стали участниками мастер-класса по изготовлению тарелки по технике папье-маше.
Всему миру известны великолепные живописные миниатюры мастеров Федоскина, Палеха, Мстёры. Изящные, разнообразные по форме шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы уже не одно столетие радуют любителей и знатоков декоративно-прикладного искусства. Но не все знают, что многие эти предметы, пользующиеся заслуженной славой, изготовлены из папье-маше, покрытого черным лаком.
Занятие началось с водной беседы руководителя кружка Ксении Сысоевой о технике папье-маше. Она пояснила, что папье-маше в буквальном переводе с французского означает «жеваная бумага» и представляет собой способ склеивания маленькими кусочками 5-7 слоев бумаги по определенной форме или модели. Из папье-маше делают занятные украшения и маски, различные сувениры и поделки, предметы-заменители в игровой деятельности, оформление предметной среды групповых помещений.
Ксения Михайловна отметила, что в настоящее время папье-маше несправедливо забыто и очень редко используется в работе с детьми. А ведь данная техника позволяет решить многие образовательные и воспитательные задачи. Так, малыши знакомятся с различными свойствами бумаги: гибкостью, прочностью, растяжимостью и т. д. Сам процесс выклейки изделий способствует формированию у дошкольников многих трудовых умений и навыков: сгибания, резания и склеивания бумаги, соединения и скрепления деталей разными способами. Кроме того, занятия, посвященные папье-маше, положительно влияют на развитие у детей творческих способностей и художественного вкуса, на воспитании у них прилежания, аккуратности, настойчивости. Также папье-маше развивает воображение детей и является одним из способов реализации творческого потенциала.
В ходе занятия участники терпеливо осваивали новую для них технику. Прежде всего, из газеты подготовили клочки бумаги для выклейки. Ксения Михайловна отметила, что бумагу нельзя нарезать ножницами, так как в этом случае края кусочков плохо склеятся и дадут рубцы. Разорванные же руками кусочки бумаги плотно и прочно прилегают друг к другу, образуя сплошной ровный слой.
После выклейки поверхности изделий – тарелок – дети и родители смазали тонким слоем клея и поставили на полки для просушивания. Просушка должна быть постепенной и равномерной, 5-7-слойное изделие высыхает за 1-2 суток.
На следующем занятии, 27 марта, участники будут расписывать свои тарелки в технике гжель.
Изделия, сделанные руками детей, найдут практическое применение: отлично подойдут для сервировки кукольного стола в играх, могут послужить декоративным украшением квартиры, или станут хорошим подарком для близких.
Эвелина Малеева,
заведующая отделом краеведческой и национальной литературы
52-37-22
заведующая отделом краеведческой и национальной литературы
52-37-22