В Лаборатории детского и подросткового чтения #ЗнайЧитай Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки для обучающихся школы №20 города Чебоксары состоялся репортаж «Иероглифическое письмо».
Началось встреча с рассказа библиотекаря о том, что с письменность у египтян возникла в конце четвертого тысячелетия до нашей эры из-за необходимости фиксировать и запоминать различные явления хозяйственной деятельности и называлась «языком богов». Считалось, что она создана богом знаний и мудрости Тотом. Иероглифы играли ключевую роль в выполнении царских обязанностей. Их использовали и фараоны, и их жрецы, чтобы фиксировать достижения правителей. Сегодня миллионы иероглифов в священных текстах, саркофагах, гробницах и на памятниках остаются свидетелями ушедшей эпохи.
Также было отмечено, что египтяне не знали бумаги и оставляли записи палочкой с заостренным концом на коже, гипсовых дощечках или специальном материале из болотного тростника – папируса, который сворачивали в свитки. Папирус старались экономить, так как его производство было дорогим и длительным процессом. Сначала нужно было снять кору со стеблей растения, затем разрезать стебли на несколько листов и сложить их перпендикулярно друг на друга. Далее кладку из полосок придавливали прессом и долго просушивали на солнце от вытекшего из волокон клея. На последней стадии изготовления материала листы выглаживали и отбивали молотком. Когда листы папируса были готовы, их склеивали и сворачивали трубочкой. Так образовывались свитки длиной до нескольких метров. Свитки хранились в библиотеках при храмах, а их хранением и переписыванием занимались жрецы.
В продолжение школьники узнали о том, как учились в школе. Как правило, постигать азы наук того времени могли только мальчики, а девочки в лучшем случае получали домашнее образование. «Школы располагались при храмах, и посещать их могли дети с шести-семилетнего возраста. Жрецы обучали учеников письму, чтению и устному счету. Сначала учили писать на глиняных черепках, затем ученикам выдавался старый папирус, где перед нанесением иероглифов нужно было предварительно очистить материал от предыдущих надписей. Новый папирус вручали только самым лучшим учащимся. Школьное обучение было тяжелым занятием – чтобы читать сказки и поучительные тексты, дети должны были запомнить сотни иероглифов. Кроме умения читать и писать будущим чиновникам и писцам нужно было изучать много специальных дисциплин – историю, географию, математику, медицину, астрономию, строительное дело», – рассказала специалист библиотеки Наталья Степанова.
Завершилось познавательное занятие ознакомлением книг по теме и мастер-классом по написанию иероглифов.
Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека
заведующий сектором культурных программ отдела обслуживания
Наталья Степанова
Тел.: 52-37-22