3 марта в Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке прошло завершающее занятие в рамках реализации федерального просветительского проекта для глухих и слабослышащих подростков 12-17 лет и CODA «Россия. Жесты. Я – #гидРЖЯ». Организаторы – Российская государственная детская библиотека, Ассоциация глухих и слабослышащих экскурсоводов и гидов России, Автономная некоммерческая организация «Слышащие дети в семье глухих». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Главный информационный партнер проекта – Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих».
Ранее на площадке библиотеки были проведены занятия по темам «Мифы, легенды и сказки моей республики Чувашия» и «Традиции и кухня родного края», в ходе которых участники узнали о преданиях чувашского народа и мифах, легендах и сказках, традициях и праздниках чувашского народа, национальной одежде региона, а также о том, какими блюдами славится Чувашская Республика.
Практическое занятие для подростков также посвящено подготовке ко второму этапу проекта – Всероссийскому конкурсу по созданию видеооткрыток на русском жестовом языке (далее – РЖЯ) о малой Родине. Из лучших работ будет создан краеведческий видеоальманах, доступный в сети Интернет. Призеры вместе с сопровождающими посетят Москву и примут участие в церемонии награждения и знакомства с культурным наследием Московского региона.
Гид Аделина Замикова ознакомила с руководством по подготовке видеороликов и этапами их создания, включающими выбор темы, разработку структуры конкурсной работы, монтаж клипа. Пояснила, что темы работ могут быть следующими: «История моего города», «Интересный экспонат моего города», «Легенды и мифы моего города», «Традиции моего города», «Национальное блюдо». Подчеркнула, большую помощь в создании материала окажут книги из фонда детско-юношеской библиотеки. Затем была рекомендована краеведческая литература.
Далее ведущая объяснила требования, предъявляемые организаторами конкурса к работам. В завершение занятия подростки поделились своими задумками, а некоторые – наработками. Аделина Петровна подсказала ребятам, что стоит скорректировать, чем дополнить, что изменить и пожелала всем участникам проекта удачи в подготовке конкурсных работ с тем, чтобы они смогли достойно представить Чувашию.
Справочно: Просветительский проект для глухих и слабослышащих подростков 12-17 лет и CODA «Россия. Жесты. Я – #гидРЖЯ» знакомит подростков из регионов России с историей, культурой и традициями родного края и помогает получить полезные знания и практические навыки через знакомство с профессией глухой экскурсовод. Участие в проекте способствует самореализации личности глухого подростка, развитию мотивации к изучению истории и культуры своей малой Родины, патриотическому воспитанию, а также стимулирует изучение родного языка и жестовой речи для свободного общения, как в сообществе глухих, так и более успешной интеграции в социум в целом.
Участие в проекте подростков CODA, для которых русский жестовый язык является вторым родным языком, делает проект инклюзивным и создаёт условия для сближения глухих и слышащих подростков. Основная задача первой части – заинтересовать подростков перспективной профессией экскурсовод и показать им, что изучение истории родного края – неотъемлемое условие повышения уровня своего образования и культуры. Очные занятия с подростками проводят аккредитованные глухие экскурсоводы из 11 регионов России. Занятия проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Симферополе, Пензе, Екатеринбурге, Казани, Чебоксарах, Новосибирске, Чите и на площадках библиотек и музеев этих городов. Для глухих экскурсоводов из регионов – это возможность стать наставниками для подростков и поделиться секретами своей профессии, создать преемственность поколений. Для библиотек и музеев – наладить контакты с представителями сообщества глухих для дальнейшего взаимодействия.
В каждом из 11 регионов для групп подростков будут проведены по 5 практических занятий: 2 занятия – экскурсии по городу и в музее; 2 занятия, знакомящих с легендами, обычаями и кухней родного края и 1 занятие по созданию видеооткрыток о родном городе, крае. На занятиях будет рекомендована лучшая краеведческая литература для детей и специалистов. Обучающие занятия и вебинары будут проводиться на РЖЯ с переводом на русский язык для лучшего усвоения материала слабослышащими участниками проекта и CODA. Программы занятий будут учитывать лингвистические особенности восприятия текста глухими и слабослышащими подростками. Все занятия и вебинары будут записаны, дополнены субтитрами и выложены в открытый доступ для подготовки ко второму этапу проекта – Всероссийскому конкурсу по созданию видеооткрыток на РЖЯ о малой Родине. Из лучших работ, присланных на конкурс, будет создан краеведческий видеоальманах на РЖЯ, который будет доступен в сети Интернет. Призеры конкурса вместе с сопровождающими будут приглашены в Москву для участия в церемонии награждения и знакомства с культурным наследием Московского региона.
Заведующий отделом обслуживания
Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки
Наталия Романова
Тел.: 52-37-22