Читать, чтобы воспитывать

В Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке в рамках работы клуба для молодых родителей «Семейный факультет» ведущим психологом Наталией Савоськиной проведен психологический практикум детско-родительского взаимодействия, основанный на книге Елены Ульевой «Воспитание без наказания».

Вначале занятия вместе с психологом участники сформулировали ответ на вопрос «Какого человека вы хотите вырастить?» – «Сильную, добрую, трудолюбивую личность, способную преодолеть любые жизненные препятствия».

Так почему же мы часто лишаем ребенка возможности научиться преодолевать трудности, излишне оберегаем, запугиваем, заставляем, используем различные наказания, калечащие его психику, вместо того, чтобы создать благоприятную среду для формирования положительных качеств? Ведь бесконечными замечаниями, окриками, наказаниями, насмешками и угрозами хорошего результата в воспитании ребенка не добиться. Так же, впрочем, как и излишней опекой и вседозволенностью.

Цель книги состоит в том, чтобы помочь справиться с нелегкими ситуациями, которые возникают в процессе воспитания ребенка. Издание состоит из четырех разделов, поделенных на главы, каждая из которых посвящена решению какой-либо проблемы или отработке полезного навыка у ребенка. В конце глав приводятся примеры соответствующих теме фраз, которые стоит и не стоит говорить ребенку. Кроме того, в книге представлены материалы для непосредственной работы с отпрыском: поучительные сказки, пословицы, легкие и увлекательные игры.

В библиотеке родители обсудили то, как можно сформировать характер малыша: помочь адекватно оценивать себя, привить ответственность, доброту и милосердие, любовь к учебе, научить терпению, самостоятельности, уважать родителей, контролировать свои эмоции, помочь стать аккуратным. Особое внимание было уделено тому, как бороться с его недостатками, помочь избавиться от зависти, прекратить истерики, отучить ребенка брать чужие вещи. Психолог дала рекомендации в том, какие меры принять, если малыш постоянно хочет быть с мамой, постоянно просит о помощи, ведет себя слишком шумно, убегает от родителей, не хочет есть или спать. Подчеркнула важность обучения детей общению со сверстниками, в том числе воспитанию лидерских качеств, умению избегать конфликты.

Ведущая практикума обратила внимание присутствующих на то, что зачастую мы используем выражения и формулировки, которые могут задеть ребенка, обидеть его и даже нанести психологическую травму. От того, как мы сейчас общаемся с ним, зависит, какие взаимоотношения он сам будет строить в будущем.
Помимо этого, озвучила, что на становление личности влияют три фактора: генетика, среда и воспитание. Первый фактор мы изменить не можем, второй поддается коррекции лишь частично, а вот третий зависит полностью от нас и должен быть построен на таких принципах, как личный пример, авторитет взрослого, безусловная любовь, создание системы правил, получение жизненного опыта, установление доверительных отношений, учет индивидуальных особенностей.

В завершение психолог добавила: «Воспитывать ребенка должен счастливый родитель. Что мы можем дать своему малышу, если не имеем возможности наладить свою жизнь, если не обрели гармонии в собственной душе? Здесь уместно вспомнить правило техники безопасности в самолете: сначала сам надень маску, а потом надевай на ребенка. Только став самостоятельной, зрелой, уверенной в себе личностью, можно браться за такое серьезное дело, как воспитание малыша».
 
Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека
Ведущий психолог отдела обслуживания Наталия Савоськина
Тел.: 52-37-22