Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека стала площадкой для проведения занятий в рамках федерального просветительского проекта для глухих и слабослышащих подростков 12-17 лет и CODA «Россия. Жесты. Я – #гидРЖЯ». Организаторы – Российская государственная детская библиотека, Ассоциация глухих и слабослышащих экскурсоводов и гидов России, Автономная некоммерческая организация «Слышащие дети в семье глухих». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Главный информационный партнер проекта – Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих».
4 февраля в главной библиотеке Чувашской Республики для детей и юношества прошло занятие «Мифы, легенды и сказки моей республики Чувашия». В начале занятия гид Аделина Замикова рассказала об особенностях мифов, легенд и сказок. Так, подростки узнали о том, что миф – это повествование о древних богах, духах и героях с целью объяснения о происхождении и устройстве мира. Легенда – это рассказ, передаваемый в устной форме людьми, с целью объяснить загадочные или сверхъестественные события, смешивая реальные факты, воображаемые или фантазии, и которые меняются в воображении людей. А сказка – это повествовательное произведение с четкой установкой на вымысел. У чувашского народа много сказок и их все можно условно разделить на три группы: волшебные или героические, бытовые и сказки о животных. Нередко сказки переплетаются с народными легендами о разных исторических личностях, героических поступках наших предков, булгарской эпохе, иге монголо-татар и казанских феодалов. Но особенно чуваши любят сказания об Улыпе – национальном мифическом добром герое-великане.
Обо всем этом, а также о богах и божествах, добрых и злых духах, существах и героях ребята узнали в ходе дальнейшего повествования. Особенно заинтересовала участников легенда о трех солнцах, которую им было предложено проиллюстрировать. Также вниманию подростков были представлены чувашские народные сказки «Глухой кум», «Мост Азамата» и «Как ловили луну».
В завершение была рекомендована краеведческая литература, содержащая чувашские народные легенды, мифы и сказки. Ребята с удовольствием рассматривали волшебные предметы, встречающиеся в национальных сказках: серебряный свисток (кĕмĕл шăхлич), клубок шерсти (çăмха çиппи), девица утица (кăвакал), посконная рубаха (пир кĕпи), сумка (хутаç) и другие.
Справочно: Просветительский проект для глухих и слабослышащих подростков 12-17 лет и CODA «Россия. Жесты. Я – #гидРЖЯ» знакомит подростков из регионов России с историей, культурой и традициями родного края и помогает получить полезные знания и практические навыки через знакомство с профессией глухой экскурсовод. Участие в проекте способствует самореализации личности глухого подростка, развитию мотивации к изучению истории и культуры своей малой Родины, патриотическому воспитанию, а также стимулирует изучение родного языка и жестовой речи для свободного общения, как в сообществе глухих, так и более успешной интеграции в социум в целом.
Участие в проекте подростков CODA, для которых русский жестовый язык является вторым родным языком, делает проект инклюзивным и создаёт условия для сближения глухих и слышащих подростков. Основная задача первой части – заинтересовать подростков перспективной профессией экскурсовод и показать им, что изучение истории родного края – неотъемлемое условие повышения уровня своего образования и культуры. Очные занятия с подростками проводят аккредитованные глухие экскурсоводы из 11 регионов России. Занятия проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Симферополе, Пензе, Екатеринбурге, Казани, Чебоксарах, Новосибирске, Чите и на площадках библиотек и музеев этих городов. Для глухих экскурсоводов из регионов – это возможность стать наставниками для подростков и поделиться секретами своей профессии, создать преемственность поколений. Для библиотек и музеев – наладить контакты с представителями сообщества глухих для дальнейшего взаимодействия.
В каждом из 11 регионов для групп подростков будут проведены по 5 практических занятий: 2 занятия – экскурсии по городу и в музее; 2 занятия, знакомящих с легендами, обычаями и кухней родного края и 1 занятие по созданию видеооткрыток о родном городе, крае. На занятиях будет рекомендована лучшая краеведческая литература для детей и специалистов. Обучающие занятия и вебинары будут проводиться на РЖЯ с переводом на русский язык для лучшего усвоения материала слабослышащими участниками проекта и CODA. Программы занятий будут учитывать лингвистические особенности восприятия текста глухими и слабослышащими подростками. Все занятия и вебинары будут записаны, дополнены субтитрами и выложены в открытый доступ для подготовки ко второму этапу проекта – Всероссийскому конкурсу по созданию видеооткрыток на РЖЯ о малой Родине. Из лучших работ, присланных на конкурс, будет создан краеведческий видеоальманах на РЖЯ, который будет доступен в сети Интернет. Призеры конкурса вместе с сопровождающими будут приглашены в Москву для участия в церемонии награждения и знакомства с культурным наследием Московского региона.
Заведующий отделом обслуживания
Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки
Наталия Романова