31 января специалисты отдела краеведческой и национальной литературы Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки провели первое в этом году занятие клуба «Юный краевед» по теме «Искусство в жизни чувашского народа». Участниками стали обучающиеся 5-го класса школы № 28 города Чебоксары.
Из рассказа библиотечного специалиста школьники узнали о том, что представляет собой чувашское искусство. В древности все важные события – праздники, обряды – обязательно сопровождались музыкой и особой мелодией. Для торжественных случаев одевали нарядную одежду, интерьеры дома украшали национальной вышивкой, для гостей выставляли красивую посуду и утварь. Если учесть, что в чувашской семье в детях с малолетства воспитывали трудолюбие, делились народной мудростью, рассказывали сказки и легенды, прививали любовь к музыке, песням, танцам, умению украшать свое жилище, одежду, орудия труда всеми доступными средствами, то неудивительно, что каждый взрослый человек умел петь, слагать песни, владел игрой на музыкальных инструментах и был мастером на все руки. В народном искусстве соблюдалось главное правила: красота всегда приносит пользу и является оберегом для его владельца.
Так, благодаря слайдам мультимедийной презентации, ребята ознакомились с различными видами чувашского искусства, побеседовали о чувашским устном народном творчестве, вспомнили народные легенды и сказки, пословицы, поговорки, отгадали загадки.
Особый вид народного искусства – музыкальное, к которому у чувашей было особое отношение. Считалось, что музыкант сродни волшебнику и может подчинять себе людей. Даже фраза «играть на музыкальном инструменте» переводится не как «играть», а как «говорить». Многие ученые отмечали, что чуваши обладают тонким музыкальных слухом, а музыкальные инструменты чувашских мастеров продавались в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый предмет старались сделать так, чтобы было и красиво, и удобно им пользоваться.
Кроме этого, пятиклассники ознакомились с самыми известными промыслами и ремеслами чувашей – вышивкой, ткачеством, резьбой по дереву, лозоплетением, гончарным, бондарным, кожевенным, плотничьим делом и др.
Затем ребята выполняли различные задания: получая предмет, накрытый тканью, наощупь распознавали его; назвав, определяли, к какому виду искусства он относится. Затем задания усложнились: нужно было по описанию догадаться о предмете, который находился в шкатулке и к какому виду искусства относится. Так, участники смогли отгадать: деревянные ложку, ковш, глиняный горшок, тряпичную куклу, кожаный ремень и др.
В завершение дети ознакомились с книгами, посвященными чувашскому искусству.
Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека
Главный библиограф отдела краеведческой и национальной литературы
Татьяна Захарова 52-37-22
Главный библиограф отдела краеведческой и национальной литературы
Татьяна Захарова 52-37-22