18 января в главной библиотеке для детей и юношества Чувашии состоялся этикет-класс «Давайте говорить друг другу комплименты!». Так назывался урок хороших манер, состоявшийся для воспитанников детского сада №83 города Чебоксары.
Что такое этикет? Какие бывают разделы в науке о вежливости? Почему общение всегда начинается с приветствия? Об этом и многом другом рассказали библиотечные специалисты.
В ходе беседы участники мероприятия рассуждали, какого человека можно назвать вежливым? На примере стихотворения Агнии Барто «Любочка» был сделан важный вывод, что миловидность бывает обманчива. С вежливым человеком приятно общаться, он настроен доброжелательно, умеет посочувствовать, выслушать не перебивая, может понять другого человека и помочь ему. Воспитанный человек в речи использует волшебные слова: «здравствуйте», «спасибо», «благодарю», «будьте добры», «я очень рад встрече». Но нередко в процессе общения, кроме общепринятых слов, хочется сказать что-то доброе своему собеседнику.
В игровой форме ребята ознакомились с понятием «комплимент». В переводе с французского языка это слово означает «любезные, приятные слова». Комплимент – это отличный способ выразить свое расположение к человеку или поддержать его, подчеркнуть его индивидуальность.
В «гости» на мероприятие к ребятам заглянули разные персонажи, каждому из которых участники подарили комплименты: и ежику из лесной чащи, и крокодилу с Лимпопо, и лягушке-квакушке, и девочке Ойке из книги Софьи Прокофьевой «Маша и Ойка».
В ходе громкого чтения басни Ивана Крылова «Ворона и лисица» ребята узнали, что не всякий комплимент хорош и может оказаться лестью – неправдивой и неискренней похвалой, которая произносится из каких-то корыстных целей. Ребята охотно рассуждали, почему лиса, увидев ворону, начала хвалить ее, какие слова звучали в адрес вороны? Можно ли это назвать похвалой? Какую цель преследовала лисица? Настоящая ли это и добрая похвала?
Юные читатели сделали верный вывод: настоящий комплимент не требует платы, он бескорыстен. Чтобы научиться дарить хорошие комплименты библиотекарь озвучила ребятам простые правила: говорить надо искренно, улыбаться и приветливо смотреть на собеседника. Не нужно смеяться над какими-то качествами человека, слова не должны задеть и обидеть его.
Правила хорошего тона малыши закрепили с помощью игры «Волшебный стул». Как только желающий садился на него, остальные ребята по очереди говорили ему комплименты. Оказывается, не просто бывает определить за что можно похвалить именно этого человека, что хорошее отличает его от остальных.
Библиотекарь рекомендовала юным читателям обращаться за помощью к книгам, чтобы в общении никогда не возникало трудностей. Вниманию дошколят она представила издания «Забавный этикет для юных леди и джентельменов» Ирины Балинской, «Учимся хорошим манерам», «Правила поведения для воспитанных детей» Галины Шалаевой, «Этикет от А до Я» Натальи Чудаковой и другие.
Воспитатель и дети поблагодарили библиотекарей за полезное мероприятие и поделились впечатлением: «Мы узнали важное об этикете, комплиментах, книгах, которые подсказывают секреты общения. С удовольствием продолжим знакомиться с правилами хорошего тона».
Заведующий отделом обслуживания детей
дошкольного и младшего школьного возраста
Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки
Екатерина Плеханова
Тел.: 52-37-22