18 января специалисты Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки «открыли» библиогорницу «Изучаем пестушки, потешки, прибаутки» из цикла занятий Лаборатории детского и подросткового чтения #ЗнайЧитай. Ее участниками стали обучающиеся начальной школы № 1 для детей с ОВЗ города Чебоксары.
Трудно себе представить жизнь детей без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, потешками, пестушками, считалками, заклички, загадками, скороговорками и дразнилками. Из таких произведений и складывается русский фольклор для детей. Он развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и обычаям, воспитывает художественный вкус.
Библиотекари рассказали школьникам о том, что русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать жизнь и творчество сельской детворы матушки Руси.
Используя «наливное яблочка на тарелочке» ребята отправились в путешествие по стране Русского фольклора. В губернии Песен и потешек участника узнали о том, что пестушки – это короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Термин «пестушка» произошел от слова «пестовать», то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Их цель – забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия – агуканье и гуление, потягивание, первые шаги. Изначально пестушки были напрямую связаны с различными лечебно-гимнастическими процедурами для детей. Произнося пестушку, мама или бабушка, сопровождают свои слова нежными поглаживаниями ребенка. В центре пестушек и потешек – образ самого ребенка, ведь именно он является главным действующим лицом.
Затем дети узнали, что такое тараторки (скороговорки) – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Особое внимание участников было обращено на то, что используя их можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения.
В губернии Мамина песня школьники вспомнили колыбельные и просмотрели видеофрагменты известных песен. Дразнилки, заклички, скороговорки ждали ребят в губернии Повтори.
Итогом занятия стала демонстрация деревянных игрушек, люльки «зыбки» и кукол-пеленашек.
«Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране возрастает. Все чаще говорится о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Ведь приобщаясь к народному творчеству, мы приобщаемся к истории народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше время. Предки оставили нам неисчерпаемый источник народной мудрости, который мы должны сохранить и передать следующему поколению», – отметили педагоги школы.
Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека
Заведующий сектором культурных программ отдела обслуживания
Наталья Степанова
Тел.: 52-37-22