Специалисты отдела краеведческой и национальной литературы Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки продолжают знакомить с историей и культурой чувашского народа в рамках цикла «Нескучное краеведение», доступного по программе «Пушкинская карта». 8 декабря темой краеведческой мозаики стала чувашская народная педагогика. Участниками занятия стали обучающиеся 8-го и 9-го классов школы № 28 города Чебоксары.
Они узнали, что у чувашского народа веками складывалась своя система воспитания юного поколения. В идеале в пору взрослости человек должен был соответствовать понятию семи благословений – çичĕ пил. Библиотекарь рассказала школьникам о том, какие требования вкладывались в каждое направление народной педагогики – трудовое, нравственное, умственное, эстетическое, физическое, экономическое, этическое.
Одним из основных считалось трудовое воспитание. Недаром говорили: «Ленивый человек не станет трудиться, чтобы помочь кому-нибудь». Свою трудовую школу мальчик начинал рядом с отцом или дедушкой, а девочка – рядом с матерью или бабушкой. И если ребенок сначала просто подавал инструменты и наблюдал за работой, то потом «помощнице» или «помощнику» доверяли завершить работу, например, отрезать нитку на шитье, до конца забить гвоздь. Так, подрастая, ребенок тянулся к более сложной работе и постепенно учился всем ремеслам, которые знали его родители.
Уже с 5-6 лет дети начинали помогать своей семье. К примеру, каждому ребенку выделяли свои особые грядки, которые он сам поливал, полол, соревнуясь с братьями и сестрами. Осенью сравнивали полученный урожай. Были у детей и свои животные-детеныши, за которыми они сами ухаживали.
Наши предки считали, что человеку нужно не просто любить труд, а иметь потребность трудиться. Девушки и юноши удивились, узнав, что в чувашском языке понятие «свободное время» переводится не как «ирĕклĕ вăхăт» – от слова «ирĕк» – свобода, а как «пуш вăхăт» – пустое время. В народе говорили: «Если хочешь жить богато, то нельзя валяться на печи». Молодые люди поделились примерами своего свободного времени.
Для развития ума и памяти взрослые давали детям знания и задания. Чтобы правильно и красиво вышить узор или смастерить нужный предмет, необходимо уметь считать нитки и выполнять геометрические построения. К слову, загадки приучали видеть предметы и явления с необычной стороны и развивали абстрактное мышление.
Помимо всех умений каждую девочку обучали вышивке, а мальчика – резьбе по дереву. Неудивительно, что каждая чувашская женщина была настоящим художником, и каждый мужчина владел художественным ремеслом. Современные исследователи отмечают, что из всех сохранившихся образцов чувашской вышивки и резных ковшей нет одинаковых.
Вырастая в трудолюбивой семье, сыновья и дочери постепенно осознавали, что всё на земле живет и трудится, что люди стремятся помогать друг другу, что человек тоскует без родины и что у всего на свете есть свой родной язык, и что ни одно живое существо не обходится без семьи. Так проявлялось нравственное воспитание.
Очень важным считалось умение вести себя в обществе. И к этому детей приучали заранее. К людям старше себя требовалось обращаться с почтением, а к младшим – ласково, но в любом случае вежливо.
В завершение библиотекарь продемонстрировала книгу «Чувашская этнопедагогика» Геннадия Волкова, в которой обобщены знания о воспитании в чувашской семье.
«Тема народной педагогики раскрыла важнейшие заповеди нравственности чувашского народа, которым хочется соответствовать», – высказали общее мнение участники краеведческой мозаики.