13 ноября в Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке состоялся медиа-репортаж «История лампочки», приуроченный к Международному дню энергосбережения. Решение об учреждении этого Дня было принято в 2008 году участниками Международного школьного проекта по использованию ресурсов и энергии SPARE, чтобы привлечь внимание общественности и властей к проблеме энергосбережения. Вместе со специалистами отдела обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста воспитанники детского сада №145 города Чебоксары совершили историческое путешествие.
Как освещали дом наши предки? Как человек приручил свет и огонь? С помощью мультимедийной презентации ребята проследили, какой сложный путь проделало человечество, начиная от простого огня к электрической лампочке. В самом начале познавательного путешествия мальчишки и девчонки «оказались» на берегу реки, возле пещеры с большим костром – единственным источником освещения и обогрева в то время, кроме того, прямо здесь готовили еду, этим же огнем отпугивали диких животных, а в дорогу люди брали с собой горящую головню и освещали себе путь.
«Листая страницы истории» ребята ознакомились с другими источниками света, такими как факел, лучина и свеча. Наконец, добрались до масляных и керосиновых ламп. Человек совершенствовал знания, а с изобретением электричества, появилась возможность «приручить» свет.
Участники узнали о том, как много людей трудилось над созданием электрической лампы. Первая лампа была изобретена русским ученым Александром Лодыгиным. В качестве нити накаливания он применил угольный стержень, который поместил в вакуумный сосуд. На свое изобретение летом 1874 года автор получил патент. Но на этом он не остановился. Александр Николаевич продолжил свои исследования и создал нить из вольфрама. Так появилась современная электрическая лампочка. Параллельно работал и Томас Эдисон, американский ученый, который внес в изобретение свои новшества и дал начало промышленному производству электрических лампочек.
Затем библиотечные специалисты предложили малышам вспомнить о том, где сейчас используются лампочки? Дошкольники наперебой перечислили: освещение используется на улицах и в домах, в садиках и школах; есть лампочки в холодильнике, чайнике, микроволновой печи и стиральной машине. Вместе с библиотекарем юные читатели сделали вывод: если два с половиной века назад электричество было лабораторной диковинкой, то в наше время – это основа быта, науки и техники. Без него мы уже не представляем своей жизни. Но появление разнообразной бытовой техники, гаджетов, оргтехники, всеобщая компьютеризация подняли средний уровень потребления энергии населением. Такой процесс загрязняет окружающую среду и исчерпывает природные ресурсы, а для этого нужно бережно использовать электричество.
Путешествие завершилось тем, что команда юных исследователей сформулировала основные правила экономии энергии: «выключать «лишний» свет, не оставлять на ночь включенными зарядные устройства и обогреватели, и, конечно, заменить простые лампочки на энергосберегающие».
Заведующий отделом обслуживания детей
дошкольного и младшего школьного возраста
Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки
Екатерина Плеханова
Тел.: 52-37-22