Школьникам – об особенностях чувашского календаря

В школе №28 города Чебоксары состоялось очередное занятие клуба «Юный краевед», организованного Чувашской республиканской детско-юношеской библиотекой. В рамках краеведческой мозаики «Календарь чувашского народа» специалист отдела краеведческой и национальной литературы рассказала обучающимся 7 класса о календарях, которыми издревле пользовались чуваши.

Татьяна Захарова напомнила школьникам о том, что сегодня мы, не задумываясь, пользуемся календарями. Причем человечество использует их более шести тысяч лет. А ведь на заре человеческой цивилизации каждый народ отсчитывал время по-своему. И чаще всего это делали, наблюдая за природой, Солнцем или Луной. Так, по восходу и заходу Солнца стали определять начало новых суток, а также день и ночь, а по изменению природы – появление теплого и холодного сезонов. Неудивительно, что календари всех народов подразделяются на солнечные, лунные или лунно-солнечные.

Во время демонстрации мультимедийной презентации специалист библиотеки рассказала семиклассникам о происхождение термина «календарь» и о том, каким календарем в древности пользовались чуваши, почему отсчет нового года начинался весной, как назывались месяцы и дни недели на чувашском языке и как они соотносились с русским календарем. Татьяна Федоровна подчеркнула, что чувашский народ пользовался своим летоисчислением, используя нужные знания в сельском хозяйстве. Благодаря этому среди своих соседей чуваши пользовались репутацией отличных земледельцев.

Древний чувашский календарь был сходен с тюрко-монгольским лунно-солнечным летоисчислением. В нем два года подряд имели по 12 месяцев, третий год – 13 месяцев. В тех годах, когда вставлялся 13-й месяц, было два месяца кăрлач – мăн кăрлач (большой кăрлач) и кĕçĕн кăрлач (младший кăрлач).

Вниманию школьников было обращено на то, что долгое время самым удобным календарем считался юлианский, а затем григорианский. В чем их положительные и отрицательные стороны школьники рассуждали, выполняя задания.

В Советской России с 1929 по 1940 годы был введен советский революционный календарь с пятидневной неделей. Были предложения поменять названия месяцев. Реформа оказалась непопулярной, и страна снова вернулась к григорианскому календарю.

В завершение краеведческой мозаики школьники ознакомились с книгами «Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа XVI-XIX веков» Елены Енькка, «История Чувашии» Владимира Данилова, «Республика Чувашия – Волжская Болгария: происхождение чувашского народа и этнокультурные особенности чувашей (с I века по наше время)» Дмитрия Урмары и другими.

Главный библиограф отдела краеведческой и национальной литературы
Татьяна  Захарова