В Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке продолжается Неделя познавательной литературы «Науки юношей питают…». Череду мероприятий в рамках Недели продолжила арт-лаборатория «Краски от древности до современности», участниками которой стали первоклассники чебоксарской школы №36.
Люди использовали краски всегда: для воздаяния почестей, устрашения врагов, придания красоты. История появления красок – это сама история человечества. Современное общество едва ли замечает истинную ценность красок, которые всюду нас окружают: транспорт, полы и стены, масляные картины, фасады, заборы, разрисованные аэрозольными баллончиками… Это огромная ниша с богатой историей, доступная каждому человеку, будь то выполнение капитального ремонта или покраска детского велосипеда.
В начале встречи специалист библиотеки ознакомил юных читателей с историей красок, которая началась вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки. Пещерный человек самовыражался, используя уголь, охру и мел. Специалисты утверждают, что самому древнему наскальному рисунку около 43 900 лет. Живопись сохранилась за счет животных жиров, которые применялись при замешивании краски. Это позволяло получать прочные и стойкие составы.
Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, а из них приготовлялась краска, и доныне не смываемая, не тускнеющая. В современное время пигменты создаются химическим путем. Они намного ярче и разнообразнее по цвету.
Достижения в области химии позволили искусству развиваться в ином направлении, поскольку ассортимент применяемых средств стал значительно разнообразней. Сегодня краски включают в себя такие элементы, как клей, смола, глицерин. Производители предлагают синтетические и природные, органические и минеральные красители.
Из уст библиотекаря участники также узнали о том, как можно самим изготовить краску из природных пигментов: угля, глины и мела. Для начала их нужно растереть в ступке, чтобы получился цветной порошок, после нужно добавить воду или еще какое-нибудь связующее вещество. В древние времена в качестве связующего вещества применяли смеси животного жира, в дальнейшем люди стали создавать и другие «эмульсии» – приготовленные по специальному рецепту (жидкости из разведенного яичного желтка или на основе, приготовленной из других природных органических связующих субстанций). В качестве связующего вещества еще можно использовать масло, воду, воск, молоко, лак, мед, и от него происходят названия красок: масляные, медовые, восковые и другие.
Для усвоения и закрепления знаний для просмотра был предложен видеоролик «История появления красок и их состав».
Во второй части встречи состоялся мастер-класс «Поколения вместе: согреем ладони, разгладим морщины» по изготовлению открыток в технике аппликации с элементами рисования. Ребята с увлечением вовлеклись в творческий процесс, в ходе которого применили знания по смешиванию красок для получения нового цвета, полученные в первой части встречи. Созданные своими руками сувениры мальчики и девочки подарят бабушкам и дедушкам в Международный День пожилых людей.
Арт-лаборатория завершилась обзором книг из фонда библиотеки, рассказывающих о красках, кистях и бумаге, художниках, среди которых: «Рисовать могут все» Баррингтона Барбера, «Художники» Нелли Громовой, «Юный художник» Дмитрия Иванова, «Как рисовать. Акварель» Элвина Крошо, «Рисование. Первый учебник вашего малыша» Галины Шалаевой.
Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека
Заведующий отделом обслуживания Наталия Романова
Тел.: 52-37-22