27 января, в рамках важного для России Дня воинской славы, всероссийской акции «Блокадный хлеб», а также месячника «Защитники Отечества» специалистами Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки был организован ряд патриотических активностей для детей и подростков.
Так, в информационно-библиографическом отделе обучающиеся школ №№ 20, 36 города Чебоксары стали участниками библиотечного урока «Защита Родины – долг перед Отечеством».
Знакомя с историей ленинградской блокады, библиограф обратила внимание детей на важную стратегическую роль города на Неве, представлявшего собой второй по значению в СССР с населением около 3,2 млн. человек. Ленинград давал стране почти четверть от всей продукции электротехнической промышленности, в нем действовало 333 крупных промышленных предприятия, заводов и фабрик. На них работало 565 тыс. человек. Примерно 75% выпускаемой продукции приходилось на оборонный комплекс. Здесь насчитывалось 130 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро.
«С захватом Ленинграда немецкое командование могло бы разрешить ряд важных задач – овладеть мощной экономической базой страны, дававшей до войны 12% общесоюзной промышленной продукции; захватить или уничтожить Балтийский военно-морской, а также огромный торговый флот. Помимо этого, обеспечить левый фланг группы армий «Центр», ведущей наступление на Москву и высвободить силы группы армий «Север», закрепить свое господство на Балтийском море и обезопасить поставки руды из портов Норвегии для германской промышленности», – отметила специалист.
Уже 8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под контроль исток Невы и блокировав Ленинград с суши. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города. Общая площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов составляла около 5000 км2.
Школьникам специалист рассказала о том, как, несмотря на нечеловеческие условия жизни, город жил; как Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию (заводы продолжили работать и в таких условиях); о том, какую роль играл кусок хлеба весом 125 грамм; о том, как в первый год блокады трудящиеся спали на рабочих местах, так как добраться до дома по занесенным снегом улицам, по которым не ходил транспорт, да и от бессилия, было трудно.
Удивил ребят тот факт, что даже в блокаду свою деятельность продолжали театры и музеи. Это было необходимо – доказать врагу, а, главное, самим себе: блокада Ленинграда не убьет город, он продолжает жить!
«С каждым днем все меньше и меньше остается очевидцев и участников тех великих событий, но остаются их дневники, воспоминания, передаваемые из поколения в поколение, остаются книги, картины, памятники, музеи, которые помогут сохранить память о трагически горьком, но бесподобно героическом времени, навсегда увековечить подвиг ленинградцев», – отметила библиограф, представив вниманию мальчиков и девочек книги, репродукции и фотографии по теме.
В отделе обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста для обучающихся 1 класса школы №20 города Чебоксары был организован исторический час «В осажденном Ленинграде». Детей ознакомили с историей блокады, рассказали о «Дороге жизни», проходившей по льду Ладожского озера, единственной ниточке, связывающей город с «Большой землей», о трудовом подвиге женщин и подростков, которые встали за станки вместо ушедших на фронт мужей и отцов. Вниманию ребят были представлены произведения российских и советских писателей о событиях тех лет: «Подвиг Ленинграда» С. Алексеева, «Кирюшка» В. Карасевой, «Дети блокады» М. Сухачева и др. Документальный фильм «Хроника блокадного города» помог прочувствовать всю чудовищность сложившегося положения, когда мужественные люди продолжали жить и работать, создавать вооружение для обороны своей страны, писать музыку, взывающую к борьбе с фашистскими захватчиками, поддерживать жизнедеятельность в полуразрушенном городе.
«Жила-была девочка Таня» – так называлась литературно-музыкальная композиция по произведению Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова», организованная для обучающихся начальной школы №2. Участники встречи узнали историю двух девочек-одногодок – Вали Зайцевой и Тани Савичевой, которых связала удивительная дружба. Рассказ помог окунуться в тот сложный для ленинградцев период и понять, для чего нужны друзья. Встреча завершилась музыкальной композицией «Ленинградский метроном» и видеосюжетом «Мальчишки у стен Ленинграда».
Людмила Ильина, библиограф информационно-библиографического отдела
Татьяна Иванова, библиотекарь отдела обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста