В Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке состоялась игра-викторина «Необычные истории про обычные книжки», в рамках которой первоклассников школы № 20 города Чебоксары в увлекательной форме ознакомили с историей письменности и книги.
В начале встречи вместе с заведующим отделом обслуживания читателей Наталией Романовой ребята рассуждали о том, что же такое книга и зачем она нужна. «Книга учит читать, обогащает словарный запас, знакомит с историей человечества и даже поднимает настроение», – к таким выводам пришли школьники.
«Книги не всегда были такими, какими мы привыкли видеть их сейчас», – отметила библиотечный специалист, приглашая мальчишек и девчонок совершить погружение в историю письменности. Путешествуя по книжной стране, дети узнали о том, кто такие сказители, какие способы передачи информации использовали древние люди, какими были первые книги и из чего они были сделаны. С удивлением для себя ребята открыли множество интересных фактов. К примеру, в древние времена перуанские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу; другие народы для обозначения своих мыслей и действий использовали вампум (связки раковин или камешков различной формы или цвета); в Центральной Африке жители при общении друг с другом применяли предметные послания – ароко (шнуры из тростника, на которые нанизывались раковины, орехи или другие предметы).
Особое внимание детей вызвал рассказ о пиктографическом письме, пришедшем на смену узелковому. В этот момент мальчишки и девчонки смогли проявить себя учеными-исследователями, обнаружившими скалу с рисунками. Объединившись, им предстояло расшифровать то, что древний художник изобразил на камне.
В продолжение игры ребятам рассказали об идеографическом письме (посредством иероглифов) и самых первых книгах, в качестве которых выступали глиняные таблички (в Месопотамии), длинные ленты папируса (в Древнем Египте), бамбук (в Китае), восковые таблички (в древнем Риме) и т.д.
Отдельным блоком последовал рассказ о возникновении письменности на Руси, применении бересты в качестве писчего материала, а также технологии изготовления книг с ее использованием. Вспомнили и о книгах на пергаменте, книгах-кодексах. Кроме этого библиотечный специалист пояснила ребятам, что такое буквица и где ее можно увидеть в тексте; рассказала о том, когда и где впервые появилась бумага, первые печатные станки и первые печатные книги.
«Книга прошла огромный путь, прежде чем стала такой, какой вы привыкли видеть ее сейчас. Ее история продолжается и сегодня. С развитием технологий в конце XX века появились совершенно новые носители информации: перфокарты и перфоленты, магнитные ленты, магнитные и гибкие диски, жесткие диски, CD и DVD, Flash, электронные книги», – подвела итог путешествия Наталия Николаевна.
Познавательное мероприятие продолжилось конкурсом «Отгадай жанр книги по описанию» и игрой-викториной «По дорогам сказок» на юношеском абонементе. Под известные песни из мультфильмов, ребята вспомнили героев и названия любимых детских книг, перечислили русские народные сказки о зиме и потанцевали у новогодней елки.
Инна Капитонова, пресс-секретарь