Сохраняя гармонию в мире и в душе

12 декабря в школе №28 города Чебоксары состоялось очередное занятие клуба «Юный краевед», организованного Чувашской республиканской детско-юношеской библиотекой. В рамках краеведческой мозаики «Отношение чувашей к природе» специалист отдела краеведческой и национальной литературы рассказала обучающимся 5 и 8 классов о том, как в старину чуваши стремились соблюдать гармонию в окружающем мире.

Чуваши верили, что каждое природное явление или предмет имеет свою душу, поэтому и относились к окружающей природе очень бережно, старались не причинять вреда живому. Для этого часто обращались к языческим божествам и духам, которых было немало. Это подтверждают народные пословицы и поговорки.

Демонстрируя мультимедийную презентацию, библиотекарь Татьяна Захарова рассказала школьники о том, каким образом чувашские земледельцы почитали огонь, воду, Солнце, Луну, небо, землю, гром, молнии и многое другое. К примеру, предметом особого почитания у древних чуваш являлась земля, которая представлялась в образе женщины-матери. И это почитание имело и практическое значение. Например, в работе венгерского этнографа Дюла Месароша «Памятники старой чувашской веры» сообщается, что «… облако … впитывает в себя из колодцев и чистых источников воду необходимую для дождя, поэтому в прежние времена колодцы на все лето оставлялись открытыми…».

Помогая силам природы, чуваши надеялись на благосклонное к ним отношение духов, которые подразделялись на добрых и злых. Подростки узнали, как чуваши называли духа леса, воды, огня, покровителей жилища, домашнего хозяйства, домашнего скота. Особенно чтили добрых, таких как хĕрт-çурт – чувашский домовой. Он не любил ссор и ругани среди членов семьи и обеспечивал благополучие в семье и хозяйстве. Разгневанный хĕрт-çурт мог даже покинуть нелюбимого хозяина, лишив его счастья.

Очень интересно и отношение к животным. Например, в некоторых местностях чуваши волка называли не его настоящим названием, а «подставным», чтобы он был не в состоянии нападать на домашний скот. Отношение к лосю было почтительное – его до наших дней называют «лесной коровой» – «вăрман ĕни».

Во взаимоотношениях с людьми действовали те же правила: когда человеку оказывали услугу или помощь, он непременно должен был отплатить тем же. Среди односельчан очень развита традиция ниме – коллективная помощь, устраиваемая при выполнении трудоемких работ. Это ярко отражено в пожеланиях: «Дающему возвращайте, помогающего благодарите».

В завершение краеведческой мозаики школьники ознакомились с книгами «Памятники старой чувашской веры» Дюла Месароша, «Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа XVI-XIX вв.» Елены Енькка, «Народная обрядность чувашей» Антона Салмина.

Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека
Главный библиограф отдела краеведческой и национальной литературы
Татьяна Захарова