Ближе к земле, ближе к природе

8 декабря в школе №28 города Чебоксары состоялось очередное занятие клуба «Юный краевед», организованное специалистом отдела краеведческой и национальной литературы Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки. В рамках краеведческой мозаики «Отношение чувашей к природе» Татьяна Захарова рассказала обучающимся 5 и 7 классов о том, как в старину чуваши старались соблюдать гармонию в окружающем мире, разъяснила смысл и особенности традиционных чувашских представлений.

Ведущий библиограф обратила внимание школьников на то, что перед тем как сеять пшеницу, чуваш произносил молитву. Тем самым он отдавал дань, уравновешивал, сохраняя природный баланс.

«Чуваши считали, что весь окружающий мир, заселен разными сверхъестественными существами, которые могут влиять на людей положительно или отрицательно. Обращение к духам природы объединяло человека и природу», – отметила специалист.

В ходе просмотра мультимедийной презентации дети узнали, каким образом земледельцы почитали огонь, воду, Солнце, Луну, небо, землю, гром, молнии и многое другое.

Так, на почве веры в существование духов, одухотворения предметов и природных явлений формировались образы различных сущностей. Подростки узнали, как чуваши называли духа леса, воды, огня, покровителей жилища, домашнего хозяйства, домашнего скота.

Немаловажный пункт: отношение к животным и птицам. Для чувашей имели особое значение такие птицы, как лебедь, журавль, голубь, ласточка. Их никогда не убивали и не употребляли в пищу.

Любопытно было школьникам узнать и об отношении к змее. Чуваши считали змею существом зловредным, но пресмыкающееся, живущее на усадьбе – домашнюю змею – они почитали, считая хранительницей скота и двора.

Во взаимоотношениях с людьми действовал тот же принцип: когда человеку оказывали услугу, помощь, он непременно должен был отплатить тем же. К слову, если кому-либо помогли построить дом, то он тоже обязан был помочь в строительстве. Неудивительно, что это ярко отражено в благопожеланиях: «Дающему возвращайте, помогающего благодарите». Даже если в гости пришли с гостинцем, то хозяин также давал угощение напоследок, чтобы не нарушить природную гармонию.

В завершение краеведческой подростки ознакомились с книгами «Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа XVI-XIX вв.» Елены Енькка, «Народная обрядность чувашей» Антона Салмина, «Памятники старой чувашской веры» Дюла Месарош.

Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека
Главный библиограф отдела краеведческой и национальной литературы
Татьяна Захарова